19.05.2022
Безвоздушные шины не боятся проколов и не требуют намного меньше обслуживания, а их разработками занимаются многие ведущие компании, в том числе Goodyear, которая на днях провела для журналистов тест-драйв непневматических шин на полигоне в Кольмар-Берге (Люксембург).
Как отметили в AFP, «техническая задача почти выполнена – конструкция из резины и пластика не сминается в резких поворотах, и шины обеспечивают хорошую плавность хода, но при этом они проскальзывают сильнее обычных покрышек, а также издают более громкий шум».
Безвоздушные шины во время тестов преодолели 120 000 км на скоростях до 160 км/ч в жару и на снегу, не получив серьезных повреждений, рассказал Майкл Рачита, руководитель проекта. По его словам, сейчас ведется работа над шинами второго поколения, которые будут легче и тише, а также обладать более низким сопротивлением качению.
Производитель, который первый разработает серийные непневматические шины, потенциально сможет изменить облик современной шинной индустрии, так как их можно в частности использовать на разбитых дорогах без боязни повреждений и регулярных проверок давления. Кроме этого, их ресурс намного выше, чем у традиционных шин, поскольку можно будет в течение многих лет использовать каркас, меняя только протектор, как это сейчас делается в индустрии грузоперевозок.
Одним из первопроходцев в новом сегменте является Michelin со своими колесами Tweel, которые уже выпускаются в версиях для погрузчиков и газонокосилок, но создать шины, пригодные для легковых автомобилей и отвечающие всем требованиям к прочности на высокой скорости, долговечности, комфорту, шуму и стоимости, пока не получилось и у французской компании. В 2019 году Michelin и GM объявили о том, что начали тесты безвоздушных шин UPTIS, которые испытывались на скоростях до 200 км/ч. Шинная компания обещала, что в конце 2022 года шины начнут поставляться для некоторых автопарков, а сейчас ведется работа над «коктейлем» из стекловолокна и смол, чтобы обеспечить крепление резины протектора к конструкции новой шины. В то же время генеральный директор Michelin Флоран Менего отмечал, что «пневматические шины будут с нами еще несколько десятилетий».
Компания Goodyear, которая запатентовала технологию безвоздушных шин в 1982 году, заявляет, что выпустит прочные и не требующие обслуживания шины этого типа в 2030 году, и ожидается, что развитию этого сегмента поможет в том числе распространение беспилотных автомобилей. Сейчас Goodyear устанавливает шины с безвоздушной конструкцией на роботы-доставщики, которые используются в университетских кампусах. В свою очередь, японская Bridgestone намерена выпустить непневматические шины через пять – десять лет.
Некоторые другие производители пока что сохраняют скепсис. «Безвоздушная шина создает проблемы в плане работы подвески и шума. Это нефункциональное решение, и я не ожидаю, что оно таким станет», - говорил менеджер Continental Геррит Больц на шинной конференции в 2017 году. При этом, Ульф Сандберг из Шведского национального института автодорожных и транспортных исследований (VTI), разрабатывающий собственный прототип шин для грузового транспорта, уверен, что со временем безвоздушные шины заменят обычные: «Они в частности могут обладать сниженным сопротивлением качению и повышать запас хода электрических автомобилей, что очень важно для производителей».
По словам Сандберга, одна из причин того, что безвоздушные шины так долго не выходят на рынок, состоит в том, что компаниям придется менять свои производственные процессы и бизнес-модели. В то же время Ксавье Фрэпон, вице-президент по разработке продукции отделения Goodyear в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), отмечает, что шины нового типа соответствуют бизнес-модели компании. Как и Michelin, Goodyear намерена предлагать безвоздушные шины по подписке.
В прошлом году тест-драйв своих безвоздушных шин устраивала Michelin, а Toyo не так давно сообщила, что создала непневматические шины, по прочности не уступающие обычным.