28.11.2020
В программе «Вечерняя передача» на «Москва FM» приняли участие директор по маркетингу сегмента B2C российского отделения Michelin Екатерина Файзулина, и сегмент-менеджер компании Никита Довнар, которые рассказали, какие шины лучше всего брать, и поговорили о популярных мифах о шинах.
Пора ли нам уже «переобуваться»?
Е.Ф.: Не просто пора, а уже очень пора, так что если вы этого еще не сделали, то срочно бегите. Наверное, очередей на шиномонтаж избежать не удастся, но безопасность прежде всего. Мы как компания традиционно придерживаемся рекомендации менять шины при достижении среднесуточной температуры 7 градусов, и сейчас мы уже давно перевалили через эти пределы. Но если вы счастливый обладатель одной из моделей Michelin, которая называется Michelin CrossClimate+, то можете расслабиться, поскольку это первая летняя шина, сертифицированная для эксплуатации в зимнее время года, и она предназначена не только для того, чтобы обеспечить высокий уровень безопасности летом, но и помочь спокойно пережить вот этот пик, бум, очереди, поскольку она создана для раннего снега или, наоборот, позднего снега, если мы говорим о весеннем периоде.
И до скольки она «цепляется»?
Н.Д: Она не будет терять своих свойств до температуры -5 градусов. Более того, эта шина действительно сертифицирована для использования на зимних покрытиях, и у нее есть специальная маркировка на боковине – три горных пика и снежинка – которая свидетельствует о том, что она протестирована в зимних условиях. И здесь как раз хотел бы провести небольшой ликбез. Многие считают, что маркировка M+S свидетельствует, что эта шина пригодна для использования на зимних покрытиях. Маркировка означает Mud+Snow, но в действительности для ее получения не нужно проходить каких-либо тестов, то есть любой производитель без каких-либо регламентов может разместить ее на боковине шины, тогда как три горных пика и снежинка – это как раз маркировка, которая требует сертификации, прохождения специальных тестов. Ей снабжаются только настоящие зимние шины или шины, адаптированные к использованию в зимних условиях, как, собственно, и CrossClimate.
Можно понять, что это история с прицелом на горные районы плюс на наш юг, где внизу море плещется, тепло, а если надо подняться на Розу Хутор, Красную Поляну, то там уже снег, но не будешь же «переобуваться» каждый раз.
Н.Д: В том числе, хотя если говорить про горные районы, там бывает так, что и CrossClimate не справится, потому что на один-два дня в зимнее время, но может и выпасть снег и появиться гололед, и там вообще помогут только шипы.
Хотелось бы развеять два мифа, которые есть и будут, вероятно, еще долгое время. Когда мы приходим в шинный магазин, мы хотим свежую модель. Но если модель не этого года, это же не означает, что она лучше или хуже? До какого периода мы можем быть уверены, что шины пригодны к использованию? Люди считают, что колесо должно быть сделано на прошлой неделе, и чем свежее, тем лучше.
Е.Ф.: Да, мы замечаем, что чувствительность покупателей к календарному возрасту шин действительно растет, и со своей стороны мы занимаемся созданием образовательного контента и размещаем его на доступных нам ресурсах, чтобы разъяснить потребителям, где миф, а на что действительно стоит обратить внимание. Мы бы хотели призвать не связывать понятие пригодности шины к эксплуатации напрямую с датой производства, поскольку пригодность к использованию определяется двумя основными факторами - тем, как шина хранилась до того, как вы ее установили, и как вы ее эксплуатируете, хотя важен и сам момент установки. Поэтому мы рекомендуем придирчиво относится к выбору магазина, сервисного центра. То есть если вы попали к ненадежному дилеру, в ненадежный сервисный центр, то даже если шина совсем свежая, это не спасет от сюрпризов.
Н.Д: Спасибо за вопрос, поскольку действительно, казалось бы, условия хранения шин не так важны, можно просто бросить на балкон и все. На самом деле нет, требования к хранению шин довольно обширны, и есть определенные правила, которые точно нужно соблюдать. В первую очередь, нужно учитывать, хранится ли комплект шин на дисках или без них. Если говорить о шинах без дисков, мы рекомендуем хранить их в вертикальном положении. Если они будут храниться стопкой, в горизонтальном положении, есть риск повреждений нижней шины из-за веса шин, которые находятся выше. Если же говорить про комплект шин на дисках, наша рекомендация – хранить его горизонтально, и, более того, мы рекомендуем между каждым колесом прокладывать картон или что-то подобное, чтобы не поцарапать диски.
Следующая рекомендация – перед тем как отправить шины на хранение, рекомендуется очистить протектор и остальные элементы шины от грязи, причем делать это лучше всего мягкой щеткой, то есть не применять «химию», аэрозоли, сильнодействующие вещества, которые могут как раз негативно повлиять на резиновую смесь протектора. Важно также не подвергать шины, которые находятся на хранении, воздействию прямых солнечных лучей, поскольку оно может негативно повлиять на резиновую смесь в плане рассыхания, может появиться растрескивание и т.д.
То есть в пакете на балконе нельзя?
Н.Д: Хороший вопрос, поскольку действительно очень многие хранят шины именно так всю зиму или лето. На самом деле это также не рекомендуется, потому что когда шина завернута в пакет, она, скажем так, не дышит. Не происходит циркуляция воздуха, образуется конденсат, и это также может оказать негативное воздействие.
А чернитель можно использовать как консервант?
Н.Д: В первую очередь его можно использовать, так сказать, для красоты, и тут я хотел бы похвастать. У нас есть технология, особенно широко применяемая в сегменте спортивных шин, и сейчас мы стали использовать и при создании шипованных зимних шин модельного ряда Michelin X-Ice North 4 SUV, - «бархатная боковина». Некоторые элементы боковины выделяются на общем фоне, и визуально это очень красиво выглядит. Если у вас зимние шины Michelin спортивной гаммы или X-Ice North 4 SUV, чернитель вам не нужен, потому что шины и так выглядят отлично.
С каким давлением лучше всего хранить шины?
Н.Д: С тем же, с каким они эксплуатируются, то есть не нужно как-то его корректировать. В то же время когда шина устанавливается после хранения, необходимо обязательно проверить давление и скорректировать его в соответствии с рекомендациями автопроизводителя.
Вернемся к вопросу о долголетии шин. Допустим при правильном хранении на приличном складе можно ли использовать пятилетнее колесо? Оно будет чем-то отличаться от резины, произведенной месяц назад? Каков срок пригодности?
Е.Ф.: Есть такое понятие, как гарантия производителя, и требования к гарантии регулируются документом под названием Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. Гарантия на всю продукцию Michelin составляет пять лет с даты производства, при том, что срок эксплуатации может достигать десяти лет, поэтому если шина хранилась надлежащим образом - согласно правилам хранения авторезины, и она была выпущена пять лет назад, ничего страшного тут нет, и, возможно, на нее на какой-то срок успеет распространиться гарантия производителя. В этом сезоне, к слову сказать, мы запустили новое предложение, которое доступно в наших партнерских дилерских центрах, – это гарантия с даты покупки на пять лет при регистрации чека.
Так ли важна страна производства шин? Есть ли разница между шинами, произведенными в России и Франции?
Н.Д: На всех наших производственных площадках, которых сейчас 69, соблюдаются единые стандарты качества. Более того, применяются единые требования к качеству сырья, которое поставляется на эти заводы. Есть также один момент, который, вероятно, развеет этот миф – некоторые российские компоненты поставляются в том числе и на заводы в других странах.
Например, куда?
Е.Ф.: Например, в Европу. Более того, завод Michelin, находящийся в Орехово-Зуевском районе (Московской области), экспортирует в Европу шины российского производства. Это, например, зимний сегмент.
То есть шведы ездят на наших шинах?
Н.Д: Да, и не только шведы. Также финны, норвежцы.
А Канада?
Н.Д: И Канада в том числе. Это, может быть, не такие большие партии, потому что все-таки использование шипованных шин Michelin в Канаде, скажем так, не пользуется популярностью.
Есть ли какая-то конкуренция между этими 69 заводами в плане качества?
Н.Д: Чтобы убедить всех, что разницы по качеству нет, скажу, что этим летом мы провели тест с привлечением независимой компании АНО «Шинтест» - чтобы это были не наши внутренние испытания, и шины были протестированы внешними экспертами. В тестах участвовали шины разных стран производства. Мы взяли летние шины Michelin модели Energy XM2+, которые мы производим в России, тогда как некоторые размерности также выпускаются в Польше. Были протестированы шины в одном размере, но из разных стран. Также мы взяли линейку Michelin Pilot Sport 4 SUV – один комплект шин был произведен в Китае, а второй в Польше. Были проведены базовые испытания – на управляемость, «переставка» - и по результатам тестов мы увидели, что разницы абсолютно никакой нет. Есть официальные протоколы, которые это подтверждают, и кроме того, мы выпустили видео, где очень детально об этом рассказывается.
А почему некоторые шины мягкие, а некоторые - твердые?
Н.Д: Надо учитывать, про какой сегмент идет речь. К примеру, если говорить о сегменте спортивных шин, которые более адаптированы к большим скоростям и нагрузкам, и к которым вследствие этого предъявляются более высокие требования в плане безопасности и управляемости, здесь будут использоваться более мягкие резиновые смеси, необходимые для высокого сцепления.
Давайте поставим точку раз и навсегда. «Шипы» или «фрикционки»?
Е.Ф.: На самом деле это вопрос очень субъективный, но мы, безусловно, дадим несколько рекомендаций, как можно для себя этот выбор сделать. Для того чтобы сориентироваться, давайте вспомним, какие виды зимних шин вообще существуют. Их три типа – нордические для суровых условий, шипованные и шины для так называемой альпийской, то есть мягкой и теплой зимы. Необходимо учитывать, с какими условиями вы сталкиваетесь в зимнее время года, живете ли вы в городе или за городом, по расчищенным ездите дорогам или нет. Самым страшным препятствием в зимний период является лед, и, согласно недавнему опросу, именно поведение шин на ледяной поверхности – это то, на что обращает внимание большинство, и то, чего большинство опасается. То есть если лед – то, чего вы опасаетесь, и вы не готовы адаптировать свою манеру вождения, и если тем более ваш автомобиль не оснащен какими-либо дополнительными «помощниками», полным приводом, и вы можете не очень уверенно почувствовать себя на льду, то ваш выбор – это шипы. Шипованная шина, безусловно, обеспечит кратчайший тормозной путь и наилучший уровень сцепления на ледяной поверхности. В то же время у нешипованных шин тоже есть свои поклонники, и надо сказать, что на сухом, мокром и снежном покрытии они схожи с шипованными, поэтому выбор остается за вами. Если опасаетесь льда, берите шипованные шины Мишлен.
Н.Д: Я езжу на нешипованных, и мой выбор как раз был обусловлен тем, что я в основном передвигаюсь по городу, по Москве, где очищенные дороги, и где довольно редко встречаются покрытия, на которых нешипованные шины не будут справляться.
Важна ли температура при хранении шин?
Н.Д: Рекомендуется хранить в диапазоне от -30 до +30 градусов, но оптимальная температура для хранения – 15 градусов. Также поскольку в спортивном сегменте составы резиновых смесей несколько отличаются, скажем, от сегмента «комфорт», при низких температурах резина сильнее дубеет. Поэтому во время хранения или транспортировки таких шин при минусовой температуре, желательно избегать падения шин или того, чтобы на них что-то падало, потому что они просто-напросто могут потрескаться и будут непригодны для дальнейшей эксплуатации.
На какие модели сейчас Michelin делает упор в России?
Н.Д: Давайте начнем с зимнего сегмента, и здесь наш хит – это шипованная Michelin X-Ice North 4, рекордсмен по количеству шипов. Шина является лидером по сцеплению на ледяном покрытии, так как шипы – это главное оружие против льда. У нас есть линейка как для легковых автомобилей, так и шины для кроссоверов и внедорожников – Michelin X-Ice North 4 SUV.
В каких размерах доступна последняя версия?
Н.Д: Сейчас очень сложно провести границу между чисто легковыми и кроссоверными размерами, то есть в линейке X-Ice North 4 есть шины от 15 до 19 посадочного диаметра, а X-Ice North 4 SUV выпускаются с диаметром от 17 до 22 дюймов.
Вторая наша шина в зимнем сегменте – новинка этого года, Michelin X-Ice Snow. Она также доступна в версии шин для кроссоверов и внедорожников Michelin – X-Ice Snow SUV - и представлена в широком диапазоне размеров. Если сравнивать с шиной предыдущего поколения – Michelin X-Ice 3 – или кроссоверной Latitude X-Ice 2, то, конечно, в первую очередь мы очень серьезно поработали над составом резиновой смеси. Применяются совершенно новые элементы, и использована также технология, благодаря которой по мере износа создаются дополнительные кромки, помогающие шинам эффективно цепляться за лед.
Это история о том, что когда шина новая и наполовину изношена, она работает примерно одинаково?
Е.Ф.: Да, как раз об этом. Основная масса тестов проводится с использованием новых шин, и когда мы запускали X-Ice Snow, мы делали тесты новых и изношенных шин, чтобы показать, что характеристики наших шин медленнее деградируют по мере износа.
Н.Д: Идея в том, что сохраняется высокий уровень характеристик до достижения разрешенной глубины протектора в 4 мм. Продолжая тему технологий, надо сказать, что, помимо создания специальной резиновой смеси, нашим инженерам также удалось очень глубоко нарезать ламели, чтобы даже при минимальной глубине, эти бороздки, необходимые для эффективного сцепления на различных покрытиях, сохранялись. Казалось бы, что тут сложного, но задача была также в том, чтобы сохранить высокий ресурс шины. То есть если нарезать шину очень глубоко, она будет быстро изнашиваться, поскольку блок будет деформироваться, но нам удалось добиться компромисса. Шина и долго ходит, и сохраняет высокий уровень характеристик вплоть до минимальной разрешенной остаточной глубины протектора.
Это ноу-хау используется только в этой шине?
Н.Д: Если говорить о зимнем сегменте, активно мы стали заявлять об этой концепции с появлением X-Ice Snow, но все наше летнее предложение также ей соответствует.
Чемпионат мира по ралли – это, по сути, испытательный полигон для вашей компании?
Н.Д.: Конечно, и не только чемпионат по ралли, но и все автоспортивные мероприятия, которые мы поддерживаем. Они служат для нас лабораторией, где мы тестируем разработки, чтобы в дальнейшем применить их в гражданских шинах.