29.12.2022
Портал Tyre Reviews проводит самые разные шинные тесты, и на этот раз его создатель Джонатан Бенсон решил сравнить зимние шины Pirelli Ice Zero 2 (размера 225/40 R18) – одни из лучших шипованных шин на сегодняшнем рынке – с раллийными шинами Pirelli Sottozero (205/65 R15), разработанными для шведского этапа чемпионата WRC сезона 2021 года.
Обе шины предназначены для максимального увеличения сцепления на льду, но имеют очень существенные различия. В Pirelli IZ2 устанавливаются 10-миллиметровые шипы весом 0,9 г с сердечником из карбида вольфрама, выступающие из протектора на 1 мм, а схема их размещения разработана таким образом, чтобы не только повышать сцепление, но и снижать уровень шума, тогда как дизайн зоны вокруг шипа создан для отведения снега и сохранения их эффективности.
Также большое значение имеет то, что, поскольку в шинах размещается более 50 шипов на погонный метр протектора, перед разработчиками стояла задача уложиться в требования по износу дорожному покрытия. При создании раллийных шин этот фактор не учитывается, но в WRC тоже есть свои ограничения – не более 10 шипов на 10 см окружности шины при их выступе не более 7 мм. Шины также должны подходить для установки на диски размером 15x7”, и, как отметил Бенсон, уменьшенная ширина протектора (в сравнении с шинами для гравийных трасс) помогает шинам «вгрызаться» в снег или лед. Кроме этого, «шиповки» отличаются более плоским профилем в сравнении с шинами для асфальтированных поверхностей, имеющих скругленные плечевые зоны. Одним из отличий от Pirelli IZ2 также является то, что раллийные шины имеют асимметричный рисунок протектора, и, конечно же, они различаются по стоимости - цена серийной шины составляет 600 долларов, а раллийной - 2000 долларов.
Сначала Бенсон протестировал шины на извилистой заснеженной трассе, и отличия ожидаемо были более чем существенными, а время круга на раллийных шинах было на целых 7 секунд лучше, чем на гражданских (59,1 против 67,3 с).
«Тяговое усилие намного лучше, чем у дорожных шин. Тормозные свойства тоже. Но все это и в сравнение не идет с тем, насколько они эффективнее в плане поперечного сцепления, - отметил Бенсон. – Можно отправить машину в небольшой занос, и почти ощущаешь, как шипы вгрызаются в снег. Я и понятия не имел, что такой уровень сцепления вообще возможен на снегу. Это настоящее безумие. Из всех шин, на которых я ездил, эти с большим отрывом самые впечатляющие».
На льду отличия между шинами стали еще более выраженными, а время круга на раллийных покрышках было лучше на треть – 33,1 секунды против 51 секунды на Pirelli IZ2.
«Дорожные шины обладают впечатляющим сцеплением и позволяют плавно управлять автомобилем, - рассказал Бенсон. - Никаких сюрпризов, и я даже подумал, что они, вероятно, слишком хороши для этого теста - да, скорости небольшие, но это все-таки гладкий лед, и все же контролируемость была просто отличной. Но потом я выехал на трассу на раллийных шинах с их гигантскими шипами, и это снова было невероятно. Мне понадобилась третья передача – на льду. Скорости – очень высокие для таких условий и никакого скольжения».
Тесты были проведены на полигоне Pirelli в северной Швеции – Sottozero Centre, включающим в себя треки различных конфигураций. «Они осуществили крупные инвестиции в этот комплекс пять лет назад, и это действительно становится заметно по их зимним шинам, которые побеждают в тестах и обладают исключительными характеристиками», - добавил Бенсон.