15.06.2021
Ассоциация «Росасфальт», объединяющая дорожников и производителей асфальтобетонных смесей, предложила МВД, Минтрансу и Госдуме ужесточить правила применения шипованных шин. Авто с такими покрышками не смогут ездить быстрее лимита скорости, под стеклом должен быть опознавательный знак «Ш», а водителей, использующих покрышки с шипами летом, требуют штрафовать на две тысячи рублей. Жесткость инициативы дорожники объясняют ущербом, который шипы наносят покрытию, а также рисками для выполнения нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», сообщает «Коммерсантъ».
В данный момент в России формально запрещено ездить на зимних шинах с шипами в июне-августе, но штрафы за нарушение в КоАП не прописаны. «Росасфальт» предлагает штрафовать за это нарушение по ст. 12.5 КоАП, а регионам рекомендуют установить период времени, когда шипованные шины можно будет использовать. Скорость для таких машин должна быть ограничена 80 км/ч за городом, 60 км/ч — в городе. Пользователи шипованных покрышек должны будут установить знак «Ш» под лобовым и задним стеклами, чтобы их скорость можно было проконтролировать камерами. При этом, водителей, которые перемещаются между городами и регионами с разными разрешительными периодами для шипов, от штрафов освободят.
Предложения ужесточить правила для шипованной резины звучат не первый год, но ни одно из них пока не было реализовано. Именно эти идеи оформлены в виде «обобщенного плана», пояснил президент «Росасфальта» Николай Быстров.
Ситуация обострилась в связи с необходимостью реализовать нацпроект «Безопасные и качественные дороги», добавил он. К 2030 году в стране должно быть отремонтировано 60% региональных и межмуниципальных дорог, но «из-за бесконтрольного применения шипов уже через один-два года снова появляется колея». «Ремонтировать приходится, как правило, подрядчикам в пределах гарантийного срока. В итоге компании несут убытки — особенно с учетом удорожания битума в 2021 году», - пояснил Быстров, подчеркнув, что ассоциация не предлагает запретить шипы: идея заключается именно в регулировании их использования.
В Минтрансе подтвердили, что получили обращение ассоциации, и отметили, что «идея требует проведения анализа оценки влияния таких мер на всех участников рынка перевозок, а также на огромное количество автолюбителей». В министерстве заметили, что на многих дорогах зимой вместо чистого асфальта разрешен «уплотненный снежный покров». Даже после обработки реагентами он обеспечивает коэффициент сцепления существенно ниже, чем у мокрого асфальта, и шипованная резина нужна для исключения аварий.
В ведомстве считают, что проблему износа дорог нужно решать «комплексно, в том числе и за счет повышения требований к дорожно-строительным материалам и подходам к выбору асфальтобетонных смесей». В 2021–2022 годах ведомственный институт РосдорНИИ проведет исследования на тему реального влияния шипов, пообещали в министерстве.
Рост цен на битум ведомство объяснило «волатильностью рыночных макропараметров». На проблему с ростом цен еще в 2019 году обращал внимание Владимир Путин — он поручил правительству установить контроль за ними. «Если мы этого не сделаем, то у нас стоимость дорог улетит в космос», — говорил президент. Белый дом тогда утвердил комплексный план по «предотвращению необоснованного роста цен на битум», в Минтрансе говорят, что сейчас нужны дополнительные «меры оперативного реагирования».
В МВД отметили, что не поддерживают идеи ограничения скорости, обязанности вешать знак «Ш» и дополнительные запреты.
В подмосковном Минтрансе заявили, что не поддерживают «радикальные предложения» по запрету шипованной резины, но поддержали идею по ограничению скорости. «Максимальный урон шипованная резина наносит наиболее интенсивным дорогам, где образуется колейность уже после двух сезонов эксплуатации, - отметили в ведомстве. - Проблема нарастает, так как ежегодно в Подмосковье растет интенсивность движения и количество автомобилей».
Депутат Госдумы Александр Васильев (ЕР) считает, что вопрос должны решать собственники дорог. Необходимо дать им право вводить ограничения на использование шипованной резины вплоть до полного ее запрета — например, на платных дорогах «Автодора». «Хочешь пользоваться платной дорогой — покупай нешипованные шины, хочешь на шипах — пользуйся бесплатной альтернативной дорогой», - заявил депутат.
Помимо шипов, на износ дорог влияют качество покрытия, соблюдение весовых ограничений, интенсивность движения и агрессивность реагентов, напомнила исполнительный директор Ассоциации производителей шин (АПШ) Надежда Чурмеева. «Нужно принимать комплексные меры по всем обозначенным направлениям, - заявила она. - А что делается, например, для повышения качества покрытия?»
По ее словам, в России часто нарушается технология укладки асфальта, из-за чего и происходит его ускоренный износ. За рубежом в дорожном строительстве используется резиновая крошка, получаемая после утилизации шин, которая повышает устойчивость дороги к износу, но в России эта технология так и не прижилась.
Контроль за нарушением правил сезонности в АПШ поддержали. «Требование по сезонной смене шин обусловлено вопросами безопасности. Зимние и летние шины отличаются друг от друга по составу резиновой смеси и по рисунку протектора», - отметила Чурмеева.
При этом, исполнительный директор АПШ выступила против скоростных ограничений, поскольку все машины, независимо от типа резины, едут в едином потоке. «Это будет только способствовать возникновению дополнительных аварийных ситуаций», - считает Чурмеева.
Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов в разговоре «360» отметил, что поддерживает инициативу, но ее должны принимать на региональном уровне.
«Я поддерживаю, хотя есть нюансы. У нас есть разные регионы и то, что является летом, допустим в Краснодаре, может не являться таковым в Магадане или Архангельске. Конечно, это должно быть региональные ограничения», — отметил он.
Использование шипованной резины летом, по мнению эксперта, наносит серьезный ущерб асфальтированной дороге, но зимой шипованная резина в большинстве регионов является единственным способом передвижения из-за заноса дорог. «Логика в запрете шипованной резины летом есть. Асфальт нагревается до значительных температур, особенно в солнечное время, и если автовладелец не поменял резину, то он, конечно, наносит в летний период довольно серьезный ущерб. Нужна региональная инициатива, каждый субъект должен сам принять или не принять такое решение, установить какие-то штрафы за нарушения», — отметил он.
Инициативу с введением ограничения по скорости для автомобилей с шипованной резиной эксперт считает утопией. «Сейчас контроль скоростного режима переведен на камеры фотовидеофиксации нарушения. Камеры при всей их интеллектуальности, не могут распознать какая резина установлена на автомобиле», — сказал Шкуматов.
Предложение штрафовать водителей, использующих летом шины с шипами, несвоевременное. Такое мнение высказал «Радио 1» член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин. По его словам, штрафов для автолюбителей и без того много.
«Как у гражданина, как у автолюбителя у меня восторга это предложение не вызывает. Не следует изобретать все новые и новые штрафы. У нас и так довольно разнообразная и достаточно вариативная система законов, чтобы правоприменители и правоохранители могли пользоваться теми штрафами, которые уже есть в их руках, чтобы регулировать дорожное движение и дорожную безопасность. Вот потом, когда уже все возможности будут исчерпаны, нужно предлагать новые наказания. Поэтому не готов оценить положительно это предложение», – заявил Башкин.
«Не стоит забывать, что дорожную сеть летом ремонтируют, и езда транспортных средств с шипованными колесами может навредить новому полотну, ускоряют его износ», заявил Regnum ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
«В случае если это предложение будет принято, то необходимо так организовать его реализацию, чтобы не было риска роста коррупционной составляющей, чтобы не пытались решить этот вопрос за деньги. Вместе с тем, нужно выяснить причины, почему тот или иной автомобиль ездит с шипованными колесами. Не исключено, что наряду с различными штрафами придется вводить различные меры поддержки, чтобы замена колес стала регулярной и более дешевой, - добавил он. - Также потребуется проанализировать климатические условия в регионах России, чтобы учесть их, ведь, например, в северных районах страны и летом на дорогах может возникать снег и лёд, а значит, применение шипов оправдано. То есть где-то летом могут вводиться исключения и такой запрет не будет действовать».