17.04.2020
Центр развития перспективных технологий, оператор системы маркировки Честный ЗНАК, и участники пилотного проекта по маркировке шин рассказали о разработке стойкой этикетки и технологии нанесения маркировки на шины.
«Шины – особенный товар – они продаются без упаковки и маркировку надо наносить на саму шину. Мы спросили производителей и посетили почти все шинные производства в России. По итогам встреч с отраслью решили, что обязательная маркировка будет в виде наклейки с кодом Data Matrix, но производители имеют право дополнительно использовать лазерную гравировку или RFID метки. Также решили не маркировать велосипедные и авиационные шины. Регуляторы пошли отрасли на встречу в этих инициативах», – рассказал Кирилл Волков, руководитель товарной группы «Шины» ЦРПТ.
К этикеткам для шин предъявляются жесткие требования по износостойкости. Шины могут находиться в продаже до 5 лет, храниться под солнцем, дождем и снегом, подвергаться сильному механическому воздействию при перевозках между складами и магазинами. Этикетка с маркировкой все это время должна прочно держаться на шине, а код маркировки должен быть читаемым, не выцвести и не стереться.
«С февраля 2019 года «Петрошина» участвует в эксперименте по маркировке шин. Для разработки этикеток с надежной фиксацией обратились к отечественным поставщикам. С ними мы опробовали несколько материалов, способов нанесения маркировки и типоразмеров этикеток. Для себя выбрали размер 20х30 мм, как самый удобный с точки зрения печати и читаемости для мото- и сельхозшин.
Пока мы опробовали этикетки на опытных партиях. Отработка нанесения маркировки в промышленных объемах нам только предстоит. Тем не менее, с июля 2020 года мы планируем перейти к целевому процессу маркировки всей выпускаемой продукции, подлежащей маркировке», – заявил Давид Рау, начальник информационного отдела «Петрошина».
«Маркировка шины – сложный технологический процесс. Мы уделили большое внимание подбору адгезива, поскольку в состав шинной резины входят специальные вещества – пластификаторы, и обычный клей не подходит. Вторая задача – подобрать стойкий материал и технологию печати для лицевого слоя этикетки. Мы сосредоточились на разработке универсальной этикетки, которую одинаково просто клеить на готовую продукцию на заводе и на товарные остатки у дистрибутора. Клей держит этикетку на шине в диапазоне температур, который составляет от -40 С до +80 С», – сообщил Владислав Внуков, менеджер по продажам специальной маркировки TAPELINE PRINT.
«Мы решили взять за основу уже используемую на заводах технологию маркировки шин серийной этикеткой, ввариваемой в поверхность. Мы апробировали три вида материалов от разных производителей, что важно для снижения рисков производства. Нанесение маркировки до вулканизации дает абсолютно несъемную маркировку. С виду это обычная клейкая этикетка, она наносится на «зеленую шину» в область бортового кольца вручную или аппликатором и затем вваривается в шину в процессе вулканизации. Этикетка должна выдержать вулканизацию при температуре до 300 С, поэтому печать должна быть очень стойкой», – рассказал Андрей Половников, руководитель отдела проектов ID-Russia.
Система маркировки шин Честный ЗНАК позволяет государству, производителю и покупателю (с помощью мобильного приложения Честный ЗНАК) по индивидуальному коду прослеживать всю цепочку поставки от производства до розничной точки и проверять легальность товара.