27.02.2020
Предложение Минприроды поднять норматив утилизации товаров и упаковки до 100% приведет к резкому росту цен на потребительские товары. Фактически бизнес ждет новый оборотный налог, рассказал «Ведомостям» представитель ассоциации «СКО электроника-утилизация», в которую входят Sony, Samsung, LG, Indesit, Whirlpool и другие компании. В ассоциации подсчитали, что если предложения Минприроды будут приняты, то розничные цены на масляные радиаторы возрастут на 22%, на стиральные машины — на 18%, на холодильники, микроволновки, кондиционеры и водонагреватели — более чем на 10%.
По оценке исполнительного директора ассоциации «Экошинсоюз» (в нее входят Bridgestone, Continental, Goodyear, Hankook, Michelin, Nokian и Yokohama) Сергея Подойникова, оптовые цены на шины вырастут на 4–7%.
Сейчас производители 54 групп товаров, в том числе шин, обязаны собирать и отправлять на переработку в среднем 15% произведенных или импортированных товаров и упаковки. Те, кто этого не делает, должен заплатить экологический сбор. Но этот механизм не работает, отмечал в письме правительству в конце февраля министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин.
Минприроды предлагает лишить компании возможности утилизировать мусор самостоятельно и обязать их всех платить сбор. Ведомство предлагает с 1 июля 2021 года поднять норматив утилизации упаковки до 100% и к 2024 году ввести его для всей продукции. По оценке Минприроды, сборы в этом случае вырастут до 136 миллиардов рублей.
По словам представителя «СКО электроника-утилизация», запрет на самостоятельную утилизацию сделает бессмысленной всю работу производителей электроники по выстраиванию ее цепочки. Сергей Подойников из «Экошинсюза» также напомнил, что нигде в мире норматив утилизации товаров и упаковки не превышает 80–90%. «Когда говорят о 100-процентном нормативе – это про сбор денег, которые в конечном счете заплатят потребители», — заявил он.
Минприроды в своем заявлении приводит расчеты отраслевых ассоциаций, по которым полная уплата сбора на упаковку не вызовет существенного роста цен на товары.