25.11.2020
Гамма зимних шин у Nokian и без того очень хорошая. Еще бы! Финская компания, можно сказать, создала такие покрышки как класс и до сих пор является передовиком в продвижении технологий зимнего вождения. Причем уважать финнов можно не только за инновации, но и за заботу обо всех возможных клиентах — и тех, кто побогаче, и тех, у кого возможностей значительно меньше; городских жителях и тех, кто живет вдали от асфальта.
И что бы вы думали? Постоянно находятся те, кому и такого разнообразия недостаточно. Казалось бы, Nokian выпустила продвинутые зимние покрышки Hakkapeliitta 9 с двумя типами шипов и даже усиленные Hakkapeliitta 9 SUV для более требовательных владельцев вседорожников. Но нет, уже который год подряд от финнов требуют более выносливых, более проходимых и более грузоподъемных шин.
Оказалось, что владельцы серьезных «джипов», пикапов и легких грузовиков, которые регулярно используют их по назначению, в том числе вдали от цивилизации, подвергают колеса таким нагрузкам, что порой не справляются даже топовые «гражданские» модели Nokian.
Проще говоря, клиентам нужны были шины, сопоставимые с категорией All Terrain, но в зимнем исполнении и с шипами, которые предсказуемо ведут себя при отрицательных температурах и позволяют перевозить или буксировать серьезные грузы.
Многие заядлые джиперы, охотники и рыболовы, а также люди, регулярно отправляющиеся в экспедиции, иногда так и делают — просто шипуют внедорожные покрышки. Та же компания Nokian производит свои вездеходные шины Rockproof сразу с возможностью ошиповки.
Однако в той или иной степени это все равно полумеры, тем более когда помимо проходимости и морозостойкости от шин нужны выносливость, ударопрочность и грузоподъемность. Согласно этим требованиям Nokian совместно с известным внедорожным тюнинговым ателье Arctic Trucks создала линейку шин Hakkapeliitta LT, которые были представлены уже в третьем поколении.
Собственно, агрегатоносителями стали не легковые купе и кроссоверы Audi, а суровые пикапы Toyota, Volkswagen и парочка Ford, причем серьезно доработанные: «японца» и «немца» готовили в Arctic Trucks и Delta 4x4, а один из «американцев» предстал в заводском исполнении Raptor — это едва ли не единственная серийная модификация, которая может, например, принять участие в ралли-рейдах практически без какой-либо дополнительной подготовки, кроме установки систем безопасности.
Не сразу можно поверить, но на подобные специализированные покрышки достаточно хороший спрос в мире. Предсказуемые и традиционные рынки сбыта — Северная Америка, где пикапы пользуются особой любовью, и Северная Европа: всевозможный спецтранспорт тут тоже встречается повсеместно. Экономить на безопасности здесь не привыкли.
В России дела обстоят сложнее в силу стоимости резины: если топовые зимние шипованные шины Nokian модели Hakkapeliitta 9 SUV 16 диаметра стоят меньше 7 тысяч рублей за штуку, то Hakkapeliitta LT3 обойдется минимум около 11 тысяч. Так что клиенты, делающие выбор именно в пользу специализированных шин, как правило, знают, что и зачем они покупают.
Невооруженным взглядом видно, что протектор шин LT3 заметно агрессивнее «гражданских» покрышек: мощные блоки, глубокие ламели, выраженные крупные шипы. И это с учетом того, что основные технологии спрятаны внутри.
В первую очередь акцент сделан на усилении практически всех составных частей шины. Резиновая смесь Arctic Grip гораздо прочнее обычных составов и призвана противостоять порезам, разрывам и проколам даже при очень низких температурах. Она же позволяет шинам LT3 показывать в ходе эксплуатации минимальный износ при регулярно высоких нагрузках.
Практически вдвое усилен брекерный стальной пакет, которому помогает фирменная «фишка» внедорожных шин Nokian — арамидное «бронированное» волокно в боковинах. С учетом усиленного каркаса это позволяет покрышкам Hakkapeliitta LT3 выдерживать трехкратную нагрузку — до 1,4 тонны против 630 кг у модели Hakkapeliitta 9 SUV. Что касается внедорожных характеристик, то подобные параметры дают возможность без последствий спускать давление до 1,5 атмосфер на твердом грунте и до 1 атмосферы на зыбком.
Само собой, поработали инженеры Nokian и над протектором, основа которого — центральное монолитное ребро, позволяющее сохранять уверенную курсовую устойчивость. Дополнительно в плечевой зоне присутствуют так называемые активаторы ламелей, помогающие в поворотах.
Направленный рисунок имеет очень глубокие канавки (от 13,5 до 14,5 мм), благодаря которым происходит самоочищение шины: к боковинам каналы становятся шире. Это позволяет эффективно бороться с зимним аквапланированием на снежной шуге.
Ну и конечно, шины LT3 получили совершенно новые шипы, созданные по технологии Arctic Stud Concept. Во-первых, они целиком изготовлены из нержавеющей стали, что делает их практически вечными. Во-вторых, жало шипа выполнено в виде трехлучевой звезды, что вместе с направленным положением и специальной рабочей зоной вокруг позволяет «когтю» работать одинаково эффективно вне зависимости от положения колеса. Ну и в-третьих, сами шипы стали на 2 мм длиннее, достигнув 12,7 мм.
Конечно, говорить о поведении шин в отрыве от машины было бы неправильно, учитывая, что подготовленные пикапы — не самый тривиальный вид транспорта.
Большое впечатление произвел тот факт, что легкие грузовики, которые филигранным управлением не отличаются изначально, по замерзшим дорогам общего пользования на колесах, самые маленькие из которых имели размер 265/70 R17, а в основном 315/70 R17, шли как по сухому асфальту. Представители компании Nokian признаются: «зацеп» у LT действительно лучше, чем у Hakkapeliitta 9 SUV, — на то, собственно, и расчет.
Во многом это объясняется длиной шипа: это, конечно, не спортивный «боевой», но уже и не совсем «гражданский». К недостаткам движения по городу можно было бы отнести повышенный гул и некоторую жесткость при проезде редких неровностей, но все это нивелировалось общим качеством лапландского асфальта и многослойным демпфером в виде рамы, специальной подвески пикапов и огромного профиля шин.
Поведение резины вне асфальта стало главной целью испытаний. На относительно скоростных зимних грунтовках мы ждали, что недогруженную корму заднеприводных в основе пикапов в поворотах придется «ловить», однако за все дорогу этого не пришлось делать ни разу. Ну а по глубокому снегу шины гребли как экскаваторы под лавиной тяги. Одно из самых больших впечатлений на голом льду: в поворотах шины прощали водителю даже ошибки пилотирования, когда не всегда получалось работать рулем на опережение или скорость оказывалась избыточной.
Последний фактор, кстати, весь тест досаждал пилотам Ford F-150 Raptor: сверхмощный американский пикап своим нравом провоцировал на хулиганство, что в зимних условиях могло плохо кончиться. Благо журналистам по традиции дали оторваться на скоростном ледяном кольце за рулем «олдскульных» Audi S4 с атмосферным V8 под капотом.
Главное, что нужно знать о Nokian Hakkapeliitta LT3, — то, что шины сохраняют за тяжелыми пикапами поведение если и не легковушки, то близкое к тому. Никаких специфических навыков управления или необходимости каких-либо ограничений от водителя не требуется. Можно даже сказать, что на зимних дорогах полигона White Hell специализированные шины LT3 дают определенный запас по безопасности и своим характеристикам, учитывая очень серьезные возможности автомобилей.