На протяжении многих лет шинные производители и эксперты настоятельно рекомендовали следовать простой формуле – летние шины для лета и зимние для зимы, однако в последнее время в Европе все большую популярность набирают так называемые всесезонные или всепогодные шины, которые раньше считались подходящим выбором лишь для жителей крупных городов или тех, кто редко пользуется автомобилем. У такой репутации была простая причина – всесезоннные шины, как правило, будут хуже зимних зимой и летних летом, так как совместить такие параметры, как высокое сцепление и на снегу и оптимальную точность управления на асфальте является крайне непростой задачей. Что еще больше усложняет ситуацию, часть всесезонных шин по своим параметрам ближе к зимним, а часть – к летним, и покупателю необходимо учитывать этот момент при выборе шин, чтобы они подходили к будущей сфере применений и не стали причиной разочарования, к примеру, из-за слишком высокого износа во время летнего отпуска где-нибудь на юге.
Все фундаментальные недостатки всесезонных шин хорошо известны и неоспоримы, и все же именно этот сегмент европейского рынка в последние годы переживает настоящий бум, и производители, которые раньше громко заявляли, что никогда не выпустят подобный продут (к примеру, Continental), быстро изменили свою позицию, так что теперь «всесезонки» предлагаются во всех популярных размерах и почти для любого типа автомобиля.
Главное преимущество шин этого типа также вполне очевидно, поскольку они позволяют отказаться от смены резины дважды в год, что экономит время и деньги, а чтобы проверить, на что способны всесезонные шины от ведущих производителей, немецкий журнал Gute Fahrt сравнил их в тестах, организованных летом в северной Италии и зимой в шведской Лапландии. Испытания были проведены при температурах от +25 до -10 градусов, то есть как раз в диапазоне, который, по заявлениям производителей, оптимален для всесезонных шин, а в список участников вошли модели от Bridgestone, Continental, Falken, Goodyear, Nokian, Pirelli и Vredestein.
Как отметили в GF, уже в летней части испытаний стало очевидно, что все попавшие на тесты шины существенно отличаются друг от друга, и кроме того, все они обладают несбалансированными характеристиками, а единственным исключением стали Continental, взятые в качестве референсных шин. По словам экспертов, Continental оптимально работают и на сухом, и на мокром покрытии, быстро откликаются при нулевом положении руля и хорошо противостоят боковому уводу. При этом, Continental явно не могут считаться спортивными шинами, и это относится ко всем участникам кроме одного исключения – Falken, которые удивили в тесте на управляемость на сухом покрытии очень высоким сцеплением и точными реакциями на повороты руля. В то же время тормозные свойства Falken на сухой поверхности оставляют желать лучшего, и со 100 км/ч они остановили машину только через 38,6 м, тогда как Continental хватило 37,7 м. Казалось бы, всего 90 см, но нужно учитывать, что остаточная скорость автомобиля на Falken составит 15,3 км/ч, что достаточно много. Хуже Falken в этой дисциплине были только Nokian, которые дольше всего останавливали машину и на мокром покрытии, и в GF отметили, что финнам определенно стоит доработать модель Seasonproof SUV в этом отношении. В целом же тесты подтвердили, что все всесезонные шины уступают летним по эффективности торможения на асфальте, и на сухом покрытии остаточная скорость будет составлять порядка 30 км/ч, и кроме того, для спортивного стиля вождения шины этой категории – за исключением разве что Falken – не подходят.
Как уже говорилось, протестированные шины существенно различались по своим качествам, и, к примеру, в испытаниях на устойчивость к поперечному аквапланированию разница между лучшим и худшим результатами (показанными Bridgestone и Vredestein соответственно) составила целых 20%. Шины Vredestein также стали худшими и в классическом тесте на сопротивляемость продольному аквапланированию, в котором они на 7-миллиметровом слое воды «всплывали» при скоростях почти на 7 км/ч ниже в сравнении с Continental. В то же время у Vredestein был вполне приемлемый результат в тесте на управляемость на мокром покрытии, а также высокие оценки за качество хода и шум. Похвалы за хороший уровень комфорта также удостоились Pirelli, которые в отличие от Falken и Goodyear не издавали громкого шума, а также эффективно поглощали неровности. Если же говорит о лидере этой части теста, то им стали все те же Continental, доказавшие, что хорошие управляемость и комфорт не являются взаимоисключающими параметрами, и в этом плане, как отметили в GF, другим производителям тоже стоит поучиться у немцев.
Возникает вопрос – были ли у Continental вообще какие-либо явные недостатки, и на самом деле их не было, хотя, по словам экспертов, эффективность торможения на мокром покрытии могла бы быть и выше. В GF также добавили, что на мокром треке более высокие результаты также ожидалось от шин Goodyear, поскольку, хотя ранее модели этого бренда получали отличные оценки в подобных условиях, на этот раз шины из линейки Vector 4Seasons победили только в тесте на устойчивость к продольному аквапланированию, а их тормозной путь на почти на два метра длиннее, чем у Bridgestone.
Подводя промежуточные итоги, в GF заявили, что пока что никаких явных провалов не было, но стали очевидны лимиты возможностей всесезонных шин, которые по тормозным качествам заметно уступают летним, а внутри этого лимита лучшим вариантом для летнего сезона были признаны Continental, Goodyear и Bridgestone.
Тесты на снегу были проведены на испытательном полигоне в Эльвсбюне в оптимальном для этого температурном диапазоне – порядка -5°C. Если бы было действительно холодно, где-нибудь в районе -20°C, началось бы так называемое стеклование резиновых смесей, и шины быстро бы затвердели – как летняя резина при нуле градусов. Для того чтобы в морозы не «дубели» зимние шины, используется в частности увеличенная пропорция натурального каучука, которая делает резиновые смеси более эластичными при низких температурах, а в случае со всесезонными шинами разработчикам приходится идти на компромиссы. Если сделать шины, которые хорошо сохраняют мягкость в холодную погоду, они будут быстро изнашиваться летом, и наоборот – если слишком приблизить всесезонные шины к летним, они потеряют в эффективности в зимний период. Еще один фактор – это ламели, которые своими кромками цепляются за утрамбованный снег, повышая уровень сцепления. В зимних шинах размещается порядка 2000 ламелей, а во всесезонных – примерно вдвое меньше, и здесь опять же важен баланс. Если существенно увеличить их число, пострадает точность управления в летний сезон, а если снизить – ухудшится сцепление зимой.
В первой дисциплине оценивалось тяговое усилие на снегу. В подобных условиях для максимально эффективного ускорения пробуксовка шин должна составлять 20-30%, намного выше, чем на сухом или мокром асфальте, а лучшими со значительным отрывом стали шины Goodyear – это говорит о том, что «зимние» качества во время разработки определенно были приоритетными. Второе место заняли Pirelli, тогда как Continental, лидировавшие в летней части испытаний, откатились в нижнюю часть рейтинга, и хуже выступили только Falken, которые уступили Goodyear порядка 10%. В GF отметили, что решили проверить, как ведут себя шины на заснеженном 10-градусном склоне, и «результатом стало полное разочарование, поскольку ни одни шины не справились с троганием “в горку” с места, тогда как у зимних шин никаких проблем не возникло».
Управляемость оценивалась на заснеженной трассе с поворотами различных типов, и первая строчка снова досталась Goodyear, за которыми расположились Continental и Pirelli. Учитывались такие факторы, как поведение шин на пределе сцепления, точность рулевого управления, курсовая устойчивость и тяговое усилие, и по шкале от 0 до 10 трио лидеров получило от 7-8 баллов, что, по словам экспертов, достаточно хорошо для всесезонных шин. В то же время если бы ориентиром были зимние шины, даже лучшие всесезонные покрышки не смогли был получить более 6 баллов, а причина в том, что хотя к продольному сцеплению в целом претензий не было, у них заметно более слабая устойчивость в поворотах, и они упорно толкали машину в сторону внешней обочины, а в отдельных случаях даже дальше. Системы ESP и ABS тоже срабатывали на удивление рано, и это означает, что надо заранее сбрасывать скорость перед поворотом. В последней дисциплине измерялся тормозной путь на снегу – с 50 км/ч до полной остановки. Goodyear остались верны себе и вместе с Nokian заняли первые места, но нужно учитывать, что тормозная дистанция зимних шин была бы примерно на 3,5 метра короче.
Подводя итоги тестов на снегу, в GF отметили, что на самом деле 10-15 лет такие же результаты показывали хорошие зимние шины, и «на всесезонной резине можно будет добраться до пункта назначения, не вспотев от страха», однако с современными зимними шинами им, конечно, не сравниться. В целом, шины всесезонного типа эксперты порекомендовали тем, кто живет в регионах с умеренным климатом, не ездит на большие расстояния и может в особенно плохую погоду отказаться от использования машины. В то же время всем остальным лучше все так же покупать два комплекта резины.
1 место
Continental AllSeasonContact
Дисциплина | Баллы | Весомость |
---|---|---|
Управляемость на сухом покрытии | 5 | 10% |
Управляемость на мокром покрытии | 5 | 10% |
Торможение на сухом покрытии | 5 | 20% |
Торможение на мокром покрытии | 4 | 15% |
Устойчивость к продольному аквапланированию | 5 | 5% |
Устойчивость к поперечному аквапланированию | 4 | 5% |
Боковая устойчивость на мокром покрытии | 4 | 5% |
Экономичность | 5 | 5% |
Комфорт | 5 | 5% |
Внутренний шум | 4 | 5% |
Тяговое усиление на снегу | 4 | 5% |
Торможение на снегу | 4 | 10% |
1 место
Goodyear Vector 4Seasons SUV gen-3
Дисциплина | Баллы | Весомость |
---|---|---|
Управляемость на сухом покрытии | 4 | 10% |
Управляемость на мокром покрытии | 4 | 10% |
Торможение на сухом покрытии | 4 | 20% |
Торможение на мокром покрытии | 3 | 15% |
Устойчивость к продольному аквапланированию | 5 | 5% |
Устойчивость к поперечному аквапланированию | 5 | 5% |
Боковая устойчивость на мокром покрытии | 4 | 5% |
Экономичность | 4 | 5% |
Комфорт | 4 | 5% |
Внутренний шум | 5 | 5% |
Тяговое усиление на снегу | 5 | 5% |
Торможение на снегу | 5 | 10% |
3 место
Bridgestone Weather Control A005 Evo
Дисциплина | Баллы | Весомость |
---|---|---|
Управляемость на сухом покрытии | 3 | 10% |
Управляемость на мокром покрытии | 4 | 10% |
Торможение на сухом покрытии | 4 | 20% |
Торможение на мокром покрытии | 5 | 15% |
Устойчивость к продольному аквапланированию | 4 | 5% |
Устойчивость к поперечному аквапланированию | 5 | 5% |
Боковая устойчивость на мокром покрытии | 4 | 5% |
Экономичность | 3 | 5% |
Комфорт | 4 | 5v |
Внутренний шум | 3 | 5% |
Тяговое усиление на снегу | 4 | 5% |
Торможение на снегу | 4 | 10% |
4 место
Pirelli Cinturato All Season SF 2
Дисциплина | Баллы | Весомость |
---|---|---|
Управляемость на сухом покрытии | 3 | 10% |
Управляемость на мокром покрытии | 3 | 10% |
Торможение на сухом покрытии | 5 | 20% |
Торможение на мокром покрытии | 3 | 15% |
Устойчивость к продольному аквапланированию | 3 | 5% |
Устойчивость к поперечному аквапланированию | 3 | 5% |
Боковая устойчивость на мокром покрытии | 5 | 5% |
Экономичность | 4 | 5% |
Комфорт | 4 | 5% |
Внутренний шум | 4 | 5% |
Тяговое усиление на снегу | 5 | 5% |
Торможение на снегу | 3 | 10% |
5 место
Vredestein Quatrac Pro
Дисциплина | Баллы | Весомость |
---|---|---|
Управляемость на сухом покрытии | 3 | 10% |
Управляемость на мокром покрытии | 4 | 10% |
Торможение на сухом покрытии | 4 | 20% |
Торможение на мокром покрытии | 3 | 15% |
Устойчивость к продольному аквапланированию | 3 | 5% |
Устойчивость к поперечному аквапланированию | 2 | 5% |
Боковая устойчивость на мокром покрытии | 3 | 5% |
Экономичность | 4 | 5% |
Комфорт | 4 | 5% |
Внутренний шум | 3 | 5% |
Тяговое усиление на снегу | 4 | 5% |
Торможение на снегу | 3 | 10% |
6 место
Falken EuroAll Season AS210
Дисциплина | Баллы | Весомость |
---|---|---|
Управляемость на сухом покрытии | 5 | 10% |
Управляемость на мокром покрытии | 4 | 10% |
Торможение на сухом покрытии | 3 | 20% |
Торможение на мокром покрытии | 4 | 15% |
Устойчивость к продольному аквапланированию | 4 | 5% |
Устойчивость к поперечному аквапланированию | 3 | 5% |
Боковая устойчивость на мокром покрытии | 2 | 5% |
Экономичность | 4 | 5% |
Комфорт | 4 | 5% |
Внутренний шум | 3 | 5% |
Тяговое усиление на снегу | 3 | 5% |
Торможение на снегу | 3 | 10% |
6 место
Nokian Seasonproof SUV
Дисциплина | Баллы | Весомость |
---|---|---|
Управляемость на сухом покрытии | 3 | 10% |
Управляемость на мокром покрытии | 3 | 10% |
Торможение на сухом покрытии | 3 | 20% |
Торможение на мокром покрытии | 3 | 15% |
Устойчивость к продольному аквапланированию | 4 | 5% |
Устойчивость к поперечному аквапланированию | 3 | 5% |
Боковая устойчивость на мокром покрытии | 3 | 5% |
Экономичность | 3 | 5% |
Комфорт | 3 | 5% |
Внутренний шум | 3 | 5% |
Тяговое усиление на снегу | 4 | 5% |
Торможение на снегу | 5 | 10% |
Moottori: тестируем шипованную зимнюю резину 235/45R18 (2022)
Tyre Reviews: тестируем вседорожную резину 275/65R18 (2022)