Michelin, Goodyear, Nokian и многие другие компании выпустили в 2015 году свои новые «всесезонные» шины. Сейчас рыночная доля этих шин невелика - во Франции всего 1%, но производители ожидают увеличения спроса и, по их прогнозам, в 2013-2018 годах на рынке будет наблюдаться двузначный рост.
Однако что такое вообще всесезонные шины? В теории это продукт, который может оптимально работать и летом (при высокой температуре), и зимой (при низкой температуре и на снегу). На самом деле шины даже не должны иметь выдающиеся в характеристики во всех условиях, и от них требуется только некий баланс параметров. Производители подтверждают, что всесезонные шины не могут функционировать так же хорошо, как летние, в жаркую погоду (свыше 30 градусов), а на заснеженной дороге им не сравниться с зимними шинами. Таким образом, ориентироваться на что-то довольно сложно.
Современные всесезонные шины получают маркировку M+S и 3PMSF (гора с тремя пиками и снежинка), что должно доказывать их способность обеспечивать удовлетворительное сцепление на снегу. Но эксперты отмечают, что эту сертификацию проводят сами компании, и во многом она является лишь формальностью.
Французы из L'Argus решили определить истинную картину вещей и провели полноценный тест новых всесезонных шин, добавив в список летние и зимние шины. Первая часть испытаний была проведена в Мельке (Австрия, 50 км от Вены), где шины в размере 205/55R16 тестировались на сухом и мокром асфальте. Несмотря на начало октября, погода была достаточно теплой - 13-20 градусов.
Для второй части тестов эксперты в начале декабря отправились в финскую Лапландию, где расположен испытательный полигон Nokian. В тестах на управляемость температура колебалась между -3,5 и -4,5 градуса, а в испытаниях на эффективность торможения и тяговое усилие - между -8 и -10 градусами. Во всех тестах использовался Volkswagen Golf VII 1.4 TSI мощностью 150 л.с. Давление в шинах равнялось 2,5 бар.
Тест был проведен достаточно поздно из-за нескольких причин. Нужна была подходящая погода (снег, низкая температура) и, что очень важно, требовалась стабильность условий. Март тоже отвечает этим требованиям, но тогда некоторые шины еще не вышли на рынок, а L'Argus стремится тестировать только те шины, которые уже доступны в продаже.
Список протестированных шин:
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ ШИН 205/55R16
Торможение на сухом асфальте
Всесезонные шины по определению должны обеспечивать хорошую управляемость на сухой дороге, однако с летними шинами им не сравниться, во-первых, из-за чувствительности резиновой смеси к воздействию высокой температуры и, во-вторых, из-за ламелированного протектора. У Michelin, как уже говорилось, ламелей нет, так что они и получают преимущество - их тормозной путь на целых три метра короче, чем у ближайшего конкурента. На втором месте расположились Nokian, а Pirelli, Goodyear и Uniroyal уехали еще на метр дальше. Обратите внимание на разницу между летними и зимними шинами - она составила почти 10 метров, а это длина двух BMW 7-Series.
Торможение на сухом асфальте
(Тормозной путь со 100 до 5 км/ч, м)
Управляемость на сухом асфальте
Ламели в протекторе оказывают негативное влияние на точность реакций на повороты руля, поэтому неудивительно, что в тесте на управляемость на сухой трассе вперед снова вырвались Michelin, которые во всех отношениях (точность реакций, сцепление, боковая устойчивость) были лучше конкурентов и по своим параметрам приблизились к летним шинам.
Goodyear не смогли выдержать темп, заданный Michelin, однако у них также очень хорошие устойчивость и поперечное сцепление. На строчку ниже расположились Nokian, у которых несколько размытые реакции и менее высокие продольное сцепление и боковая устойчивость. Тем не менее, шины ведут себя последовательно и безопасно.
Uniroyal оказались немного апатичными, и им также не хватает точности реакций. Pirelli ведут себя нервозно и требуют от водителя дополнительной коррекции направления движения в поворотах. Наконец, зимние шины могут быстро потерять сцепление и у них самые нечеткие реакции на повороты руля.
Управляемость на сухом асфальте
(Субъективная оценка)
Торможение на мокром асфальте
На мокрой поверхности снова доминируют Michelin, которые в тесте на эффективность торможения смогли обойти даже летние шины. В то же время на этот раз доминирование Michelin было уже не таким явным, и к ним вплотную приблизились Goodyear, за которыми, также с небольшим отрывом, следуют Nokian. Шины Pirelli и Uniroyal оказались на самых нижних строчках, так как их тормозной путь на 4-5 метров длиннее, чем у лидера.
Торможение на мокром асфальте
(Тормозной путь с 80 до 5 км/ч, м)
Устойчивость к аквапланированию
Рисунок летних Michelin включает в себя четыре продольные канавки (две особенно широкие в центре), которые ускоряют рассеивание воды. Впрочем, одного рисунка мало и ключевую роль играет форма пятна контакта - возможно, именно поэтому в этой дисциплине побеждают Uniroyal. Всесезонные Michelin тоже показывают очень высокий результат, а Goodyear, которые обычно хорошо справляются с аквапланированием, на этот раз немного разочаровали.
Устойчивость к аквапланированию
(Время потери сцепления, км/ч)
Управляемость на мокром асфальте
Первое место в тесте на управляемость на мокром треке занимают Goodyear, у которых лучшая боковая устойчивость, стабильное сцепление на задней оси и предсказуемое поведение на пределе сцепления - то, чего не хватает Michelin. В целом Michelin ведут себя приемлемо, но они могут резко потерять сцепление на задней оси - ничего опасного, но у Goodyear такого недостатка нет.
Nokian несколько отстают от лидеров из-за в целом более низкого сцепления - передние колеса могут резко уйти в занос. У Uniroyal примерно такие же характеристики, но у них к тому же слабое поперечное сцепление на задней оси. Это же относится и к Pirelli, которым требуется коррекция направления движения для сохранения траектории.
Управляемость на мокром асфальте
(Время круга, с)
Торможение на снегу
Производители уделяют большое внимание повышению сцепления всесезонных шин на снегу, и в тесте на эффективность торможения зимние шины хотя и заняли первое место, но отрыв был не таким существенным. Uniroyal, как и на мокрой поверхности, занимают последнее место, так что тормозные свойства не являются их сильной стороной. Кроме того, было получено доказательство того, что всесезонные шины на снегу намного эффективнее летних - тормозной путь на летних покрышках увеличивается сразу в два раза.
Торможение на снегу
(Тормозной путь с 50 до 5 км/ч, м)
Тяговое усилие на снегу
В тесте на тяговое усилие отличия были минимальными, и вне зависимости от типа рисунка и количества ламелей все шины продемонстрировали почти одинаковые результаты. Время, которое требуется для разгона до 30 км/ч летним шинам, говорит само за себя.
Тяговое усилие на снегу
(Время разгона с 8 до 30 км/ч, с)
Управляемость на снегу
В тесте на управляемость обе шины Nokian показали одинаковое время, но их поведение отличается, и зимние шины лучше откликаются на повороты руля. Goodyear по своим характеристикам очень близки к Nokian, и они очень предсказуемо ведут себя на пределе сцепления, что упрощает управление. Pirelli в целом менее эффективны, но хотя они могут быстро потерять сцепление, они ведут себя достаточно последовательно. При этом Uniroyal могут быстро уйти в занос на задней оси, и вернуть сцепление будет очень сложно.
Что касается Michelin, их в принципе можно использовать на снегу, но только на очень небольших скоростях. При ускорении заметно слабеет сцепление на передней оси, и поведение шины становится довольно непредсказуемым. Michelin хорошо выступили во всех других дисциплинах, но в этом тесте они оказались на самом последнем месте.
Управляемость на снегу
(Время круга, с)
Вердикт
В целом всесезонные шины оказались ближе к зимним шинам, чем летние покрышки, и их ламелированные протекторы не позволяют им показать такие же эффективность торможения и управляемость на сухом покрытии, как у летних шин. Тем не менее у них хорошие результаты на мокрой поверхности. На снегу показатели достаточно высокие, но в плане поведения шины заметно отличаются друг от друга. Использовать же их рекомендуется только тем, кто мало ездит автомобиле, а зимой передвигается в основном по мокрым дорогам, на которых иногда может появиться снег.
1 место (Баллы: 78/100) | |
Goodyear Vector 4Seasons gen-2 Nokian Weatherproof | По количествую баллов эти шины очень близки, и у них удовлетворительный уровень безопасности, а также хороший баланс характеристик. Тем не менее, различия, конечно, есть, и Nokian лучше подходят для снега (самое высокое тяговое усилие), и у них есть проблемы с торможением на сухом покрытии. В свою очередь у Goodyear лучшая управляемость и короткий тормозной путь на мокрой поверхности. |
3 место (Баллы: 76/100) | |
Michelin CrossClimate | Michelin явно сделала акцент на ездовых качествах на сухом и мокром асфальте, что позволило их шинам получить высокие оценки и занять третье место в общем зачете. Шины доминировали во всех тестах на асфальте, что частично обусловлено отсутствием у них ламелирования. В то же время эта особенность отрицательно сказалась на показателях на снегу, где Michelin отстали от соперников во всех дисциплинах. На заснеженной дороге необходимо ехать медленно и осторожно, так что о Michelin нельзя сказать, что у них получилось достичь необходимого баланса параметров. |
4 место (Баллы: 49/100) | |
Pirelli Cinturato All Season | У Pirelli нет явно выраженных недостатков, но они и не выделились ни в одном из тестов. Производитель хорошо сбалансировал характеристики, однако в целом у Pirelli лишь средние показатели. Кроме того, это достаточно дорогие шины. |
5 место (Баллы: 42/100) | |
Uniroyal AllSeasonExpert | Uniroyal принадлежат к среднему сегменту и все так же демонстрируют лучшее торможение на мокрой дороге. У них также высокая устойчивость к аквапланирования, но в остальных тестах шины регулярно занимали последнюю строчку. В то же время это шины от бренда второй линии, так что их цена значительно ниже, чем у других всесезонных шин. |
Auto Express: тестируем зимнюю резину типоразмера 225/45R17 (2015)
Автомобили Казахстан: тестируем зимнюю резину типоразмера 185/65R15 (2015)