Коммерческие шины в профессиональной среде именуют «цешками». В сравнении с обычными легковыми шинами у них изменённые каркасы, боковины, поверхностные резиновые смеси и рисунки. Вдобавок нормальное давление для легковых шин чаще всего укладывается в пределах 2–2,5 бар, а в «цешки» обычно нагнетают 3,5–4,5 бар. Эти отличия делают легкогрузовые покрышки более износостойкими, ударопрочными и грузоподъёмными.
Наиболее распространённый индекс нагрузки для легковой резины 215/65 Rl6 – это 98 (750 кг), вместе с тем у моделей с маркировкой XL (extra load) индекс нагрузки подскакивает до 102 (850 кг). C-шины типоразмера 215/65 R16C имеют индексы грузоподъёмности 109/107, что эквивалентно 1 030 кг и 975 кг соответственно. Это означает, что комплект «профессиональных» шин может нести примерно на тонну больше полезной нагрузки, чем «непрофессионалы» той же ширины, профиля и диаметра.
Как обратил внимание Юусо Каллиойнен (Juuso Kallioinen), автор финского журнала Moottori, новые модели легкогрузовых автошин появляются редко. Что касается участниц теста, самая молодая из них – Barum Vanis 3 – была представлена в прошлом году. Nokian Hakka Van продают уже несколько лет, но в 2023-м у неё обновили резиновую смесь, поэтому её тоже можно причислить к молодёжи. Средний возраст представляли Bridgestone Duravis Van и Continental VanContact Ultra родом из 2022-го, плюс выпускаемая с 2020-го Michelin Agilis 3, а также Maxxis Vansmart MCV3+, которая вышла на рынок в 2019 г. Отстаивать интересы старшего поколения выпало Kumho PorTran KC53 десятилетнего возраста и Rotalla Transporter RF09, о дате рождения которой можно лишь догадываться. Опираясь на всплески памяти, китайская покрышка «пылит» уже прилично долго.
Примечательная деталь: если отталкиваться от европейской шинной маркировки, самая свежая из протестированных моделей едва ли превосходит пару самых возрастных. Как показали испытания, по характеристикам они действительно очень похожи.
Сравнительная таблица с результатами тестов и рейтингом шин
Рейтинг легкогрузовой резины 215/65 R16C для коммерческого транспорта по версии журнала Moottori:
1 место – Nokian Hakka Van. Недавняя реновация пошла финской модели на пользу, и особенно отчётливо это видно по сцеплению с мокрым асфальтом. Надёжность на сухом покрытии у неё тоже на высоте. Что может смутить потенциального покупателя, так это начальная высота протектора и топливная экономичность.
2 место – Bridgestone Duravis Van. Безопасность в любую погоду, максимальная экономия горючего, комфорт на бугристом покрытии – всё это в копилке японской «цешки». Возможно, по цифрам она не в числе лидеров по устойчивости к аквапланированию, тем не менее скорость перед началом скольжения отнюдь не маленькая.
3 место – Michelin Agilis 3. Французская модель отличилась исключительной устойчивостью к аквапланированию, низким сопротивлением качению и ездовым комфортом, что и помогло ей стать бронзовым призёром теста. Обращает внимание, что секунды в гонке по мокрому треку у неё ниже среднего, а начальная глубина канавок и вовсе самая низкая.
4 место – Continental VanContact Ultra. Топ-3 в обоих тестах на торможение и в испытании на устойчивость в глубокой воде подтверждают, что безопасностью немецкую покрышку не обделили. Попасть на пьедестал почёта ей помешали субъективные оценки пилотов, оставленные за управляемость и комфорт.
5 место – Rotalla Transporter RF09. Среди плюсов китайской модели – умение поглощать тряску, глубокий протектор и достойное поведение в дождливую погоду, в том числе когда воды с излишком. Среди минусов – удлинённое торможение и вялое руление на сухом покрытии, а также перерасход горючего. Надо отдать должное, производитель не стал лукавить и указал на низкую топливную эффективность в евроэтикетке.
6 место – Barum Vanis 3. Если не брать в расчёт оценку за впечатление от езды по неровному покрытию, в испытаниях на сухой дороге у самой молодой участницы теста, в принципе, заладилось. Когда же подошли испытания на мокрой дороге, она посыпалась: подвёл и тормозной путь, и манёвренность при быстром движении.
6 место – Maxxis Vansmart MCV3+. Пилоты-испытатели «похоронили» амбиции шины своими минимальными баллами за управляемость на мокром и сухом покрытии. Однако нельзя пройти мимо того факта, что при попадании в лужу она едва ли не самая устойчивая. Вдобавок у неё просто рекордная высота протектора, а это намекает на долгую ходимость.
8 место – Kumho PorTran KC53. Закономерность или нет, но на последнем месте рейтинга оказалась самая зрелая из протестированных «цешек». Светлых пятен в её выступлении оказалось всего ничего: крепкая оценка за ездовой комфорт и минимальная шумность на скорости 50 км/ч.
Обозреватели Moottori проводили тесты на VW Multivan. Температура воздуха на протяжении испытаний колебалась от +15 до +17 градусов Цельсия.
Auto Bild Sportscars: тестируем летнюю резину 275/30ZR20 и 335/30ZR21 (2024)
Moottori: тестируем летнюю резину 205/55R16 (2024)