Шведы из Vi Bilägare протестировали фрикционные зимние шины размерности 235/55 R18, предназначенной для кроссоверов и внедорожников, взяв на испытания в том числе новинку сезона 2022 года – Nokian Hakkapeliitta R5 SUV. Помимо Nokian, были также протестированы шины брендов Bridgestone, Continental, Falken, Goodyear, Kumho и Michelin, и для сравнения были взяты шины частного бренда Mazzini, принадлежащего китайской компании Best Choice International, также предлагающей шины под марками Delmax, Autogreen и Gowind.
По словам экспертов, фрикционные шины, предназначенные для тяжелых и высоких автомобилей класса SUV, отличаются не только усиленной конструкцией, но и иногда более жесткими резиновыми смесями, что сказывается на их поведении. Так, на снегу и льду шины этого типа обычно медленнее «шиповок» восстанавливают сцепление в случае его потери, а в случае с внедорожниками скольжение становится еще дольше, причем существенно. Высокая масса автомобиля и жесткий компаунд затрудняют восстановление контроля после потери сцепления, и это относится и к машинам с полным приводом.
В тестах использовался Volvo XC40, и во время испытаний в середине зимы в окрестностях Вистхедена неподалеку от Эльвсбюна во Швеции использование полного привода привело к огромной разнице в результатах во время разгона на льду. Лучшие шины моментально находили необходимое сцепление, а худшим не помогала даже адаптивная система полного привода. В итоге было решено его отключить, что в итоге дало большой разброс значений для одной и той же шины, поскольку электроника по-разному распределяла мощность, то есть тесты были проведены впустую, и их пришлось повторить в крытом комплексе Arctic Falls в окрестностях Питео (Швеция). Были арендованы два переднеприводных XC40, и в тоннеле длиной 400 м в контролируемых условиях были наконец проведены испытания на эффективность разгона и торможения на снегу и льду с необходимой воспроизводимостью результатов. После этого оставалось провести тесты на асфальте, для чего эксперты в начале мая отправились на полигон неподалеку от Тампере в Финляндии.
Лед
Первое место в тестах на тяговое усилие на льду заняли новые Nokian, а еще четыре шины – Michelin, Falken, Goodyear и Continental – тоже показали хорошие результаты. Bridgestone и Kumho немного отстали, а сложнее всего было ускоряться на Mazzini.
Лучшими в плане эффективности торможения на льду оказались Nokian и Michelin, тогда как у Mazzini снова возникли проблемы, и их тормозной путь был почти на длину автомобиля больше, чем у лидеров. Слабое сцепление в этой дисциплине также продемонстрировали шины Kumho.
На ледовой трассе лучшее среднее время круга записали на свой счет Nokian, которые обеспечивают лучшую боковую устойчивость и предсказуемо ведут себя на пределе сцепления. За ними разместились Continental и Falken, которые уверенно сохраняют сцепление под нагрузками, в то время как Kumho могут преподнести неприятный сюрприз и резко уйти в занос, и хуже показали себя только Mazzini.
Снег
Фрикционные шины обычно демонстрируют примерно одинаковое тяговое усилие на снегу, и так было и на этот раз, а лучшими стали Michelin, за которыми следуют Falken и Nokian. Единственные шины с относительно низким показателем - Kumho.
Тормозные пути шин на заснеженном покрытии тоже различались несущественно, а первое место в этой дисциплине досталось Nokian, тогда как рисунок протектора Mazzini с крупными блоками на снегу работает явно лучше, чем на льду.
В тесте на управляемость на снегу лучшими, как и на льду, были Nokian, и кроме того, очень хорошую легкость в управлении на пределе сцепления обеспечивают шины Falken от японской Sumitomo. В то же время Goodyear постоянно переходят от недостаточной поворачиваемости к избыточной, а сильнее всех остальных шин ухудшают контролируемость Kumho, которые снова оказались склонными к неожиданным заносам.
Мокрый асфальт
Устойчивость к аквапланированию оценивалась только на прямой, и в VB отметили, что фрикционные зимние шины очень часто показывают слабые результаты именно в этой дисциплине. Как показал тест, лучше остальных сопротивляются аквапланированию Kumho, Goodyear и Mazzini, тогда как Continental тоже хорошо сохраняют сцепление, а у других шин возникли определенные сложности.
Разработчикам шин часто бывает сложно совместить сцепление на льду и мокром асфальте, поэтому неудивительно, что Michelin и Nokian оказались в низу рейтинга по тормозным качествам на орошаемом треке, а Mazzini вошли в число лидеров. При этом, первую строчку заняли Goodyear, которые, как и в предыдущих тестах, доказали, что являются одними из самых эффективных фрикционных шин скандинавского типа в дождливую погоду.
Goodyear также обошли всех конкурентов в тесте на управляемость на мокром асфальте, шины Nokian и Continental тоже смогли получить хорошие оценки, тогда как контролировать автомобиль на Kumho было сложно из-за того, что шины легко могут сорваться в занос на задней оси. В то же время Bridgestone показали себя даже еще хуже, и в VB отметили, что у шин японского бренда самая слабая боковая устойчивость и сильная склонность к недостаточной поворачиваемости.
Сухой асфальт
На сухом асфальте мягкие резиновые смеси фрикционных шин негативно влияют на ездовые качества, а в отличие от тестов на мокром покрытии результаты шин различались относительно несущественно. Быстрее всего машину остановили Bridgestone и Falken, а худшими по этому показателю были признаны Kumho.
В тесте на управляемость на сухой поверхности победу отметили Goodyear, которые обеспечивают лучшую точность управления и самый высокий уровень безопасности при совершении экстренного маневра. Michelin и Nokian не так точно реагируют на повороты руля, но безопасно ведут себя под нагрузками, а у Falken есть сложности с устойчивостью, и они оказались очень склонными к недостаточной поворачиваемости. Хуже выступили только Mazzini, на которых сложно контролировать машину во время резкого объезда препятствия.
Эксперты VB также оценили экономичность шин, измерив расход топлива Volkswagen Tiguan 2.0 TDI на овальном треке при 70 км/ч. Самым низким сопротивлением обладают Nokian, а сильнее остальных увеличивают потребление горючего шины Falken и Bridgestone. В Швеции разница между лучшими и худшими шинами будет эквивалентна дополнительным расходам в 1280 крон (7100 рублей) на 10 000 км.
Шум измерялся в салоне автомобиле, а субъективная оценка оказывала большее влияние на финальный рейтинг. Как показали замеры, несмотря на достаточно жесткую резиновую смесь, самыми тихими были шины Goodyear, а у Nokian, как отметили в VB, нет таких проблем с шумом, как у шин прошлого поколения. В то же время Kumho издают монотонный утомляющий шум, а Mazzini отчетливо гудят уже при 30 км/ч, и с увеличением скорости гул только усиливается.
Вердикт
В этом году новинок на рынке зимних шин было мало, и, вероятно, самой значимой премьерой стал выпуск шин Nokian Hakkapeliiitta R5, которые заменили модель Hakkapeliitta R3. Версия для кроссоверов и внедорожников впервые участвовала в независимых тестах и достаточно уверенно одержала победу благодаря очень хорошему сцеплению на снегу и льду. По словам экспертов, Nokian обеспечивали впечатляющую боковую устойчивость на ледовой трассе и были единственными шинами, которые в подобных условиях сохраняют хорошую контролируемость даже после потери сцепления.
В VB также добавили, что R5 SUV стали существенно тише шин прошлого поколения, и пропал утомляющий шум на определенных частотах. Кроме этого, точность управления на сухом покрытии тоже стало намного лучше, и во время совершения экстренного маневра шины быстро реагируют на действия водителя, при этом сохраняя хорошую устойчивость. Вишенкой на торте стало самое низкое сопротивление качению среди протестированных шин, но не обошлось и без недостатков в виде относительно длинного тормозного пути на мокром покрытии и слабой устойчивости к аквапланированию.
Вторую строчку заняли Goodyear UltraGrip Ice 2, которые будут отличным вариантом для тех, кто зимой чаще всего ездит по расчищенным дорогам. Goodyear были признаны лучшими на мокром асфальте благодаря высокой сопротивляемости аквапланированию, хорошей устойчивостью к боковому уводу и самому короткому тормозному пути, и кроме того, UGI2 способны обеспечивать лучшую среди участников теста точность управления на сухом покрытии, а по акустическому комфорту они также вошли в число лидеров. Хотя фрикционные шины с высокими оценками на асфальте часто позволяют себе слабости на снегу и льду, Goodyear доказали, что хороший баланс характеристик действительно возможен, и в зимних условиях у UGI2 был в частности короткий тормозной путь. В то же время боковая устойчивость могла бы быть и лучше, и сцепление могло потеряться относительно резко и без предупреждения.
Бронза досталась шинам Continental VikingContact 7, которые раньше побеждали в нескольких тестах VB в размерах для легковых автомобилей. Чтобы адаптировать шины к установке на тяжелые внедорожники, Continental повысила жесткость резиновой смеси, что несколько ухудшило сцепление на льду и снегу, и заносы длились дольше, чем ожидали эксперты. При этом, общий уровень сцепления все равно был лучше, чем у многих конкурентов. Преимущество шин в выбранном размере состоит в том, что более широкие канавки улучшают устойчивость к аквапланированию, и при этом, VC7 обеспечивают хорошую чувствительность управления на сухом покрытии, в том числе во время экстренного объезда препятствия. В целом, Continental не были явно лучшими ни в одной из дисциплин, но при этом показали хорошие ровные результаты на всех типах покрытия.
Четвертую строчку заняли Michelin X-Ice Snow SUV. По словам экспертов, если легковые шины X-Ice Snow со своим достаточно жестким компаундом обеспечивают хорошую устойчивость на асфальте, но уступают некоторым конкурентам в зимних условиях, то у варианта для SUV благодаря более «грубому» рисунку были одни из лучших оценок на льду и снегу. При этом, в Michelin, судя по всему, приоритизировали продольное сцепление – необходимое при разгоне и торможении – и с боковой устойчивостью все было уже не так хорошо. Не обошлось и без явных недостатков, и у Michelin явно слабое сцепление на мокром покрытии, которое и не позволило им попасть на подиум.
Шины Falken в тесте шипованных шин VB были дисквалифицированы из-за быстрого выпадения шипов, а фрикционные шины от японской марки показали достаточно хороший результат и заняли пятое место. В VB отметили, что, как и шипованные F-Ice 1, модель F-Snow 1 отличается мягкой резиновой смесью, которая увеличивает сцепление на снегу и льду. При этом, конструкция тоже отличается податливостью, что улучшает поведение в зимних условиях, повышая надежность сцепления на задней оси и снижая склонность к заносам под нагрузками. Мягкий компаунд также сократил тормозной путь на сухом асфальте, а минусом стали размытые реакции на повороты руля и сильная недостаточная поворачиваемость при экстренных маневрах. В общем и целом, шины представляют собой хороший вариант по доступной цене для тех, кто зимой чаще всего использует автомобиль на нерасчищенных дорогах, покрытых снегом или льдом.
На ступеньку ниже оказались Bridgestone Blizzak DM-V3, чьими преимуществами были хороший акустический комфорт, короткий тормозной путь на сухом покрытии и высокая боковая устойчивость на снегу. При этом, в плане поперечного сцепления на льду шины уступили премиальным конкурентам, а это очень важный параметр для зимних шин, поскольку напрямую влияет на уровень безопасности. В дополнение к этому, несмотря на широкие продольные каналы, устойчивость к аквапланированию тоже оставляло желать лучшего, и в целом Bridgestone показали более чем скромные результаты.
Седьмую строчку заняли Kumho WinterCraft WS51, которые со своей самой жесткой резиновой смесью среди протестированных шин определенно были созданы с акцентом на ездовых характеристиках на асфальте, что сказалось на их поведении на снегу и льду. В тестах на ледовой и снежной трассах Kumho существенно ухудшали контролируемость под нагрузками и теряли сцепление резко и без предупреждения, но при этом, шины продемонстрировали отличную сопротивляемость аквапланированию, быстро остановили авто на мокром покрытии и обеспечили на асфальте хорошую чувствительность управления при небольших углах поворота руля. К сожалению, у Kumho также проявилась склонность к быстрой потере сцепления и на мокром, и на сухом асфальте, особенно в поворотах на орошаемой трассе, и в рейтинге по акустическому комфорту шины также не смоли занять высокое место. Таким образом, ухудшение контроля под нагрузками и относительно слабое «зимнее» сцепление привели к тому, что Kumho заняли только предпоследнее место в общем зачете.
Худшими же ожидаемо стали бюджетные Mazzini Snow Leopard LX, одни из самых дешевых шин, доступных на шведском рынке, которые внешне отличаются от других участников теста рисунком с более крупными блоками и канавками. Подобный дизайн смог обеспечить хорошее противостояние аквапланированию, а также высокое сцепление на снегу, но только при разгоне и торможении, тогда как по боковой устойчивости Mazzini проигрывают конкурентам, причем значительно (но шины хотя бы информируют о достижении предела сцепления), а на льду шины и уходят в занос даже при небольших скоростях, и очень долго останавливают автомобиль. На сухом покрытии управляемость оказалась лучше, чем можно было ожидать, хотя, как отметили в VB, в кризисной ситуации «шины позволяют быстро повернуть, но только в одном направлении, а когда нужно вывернуть обратно, появляется сильная недостаточная поворачиваемость». Эксперты добавили, что шины также отметились громким шумом и плохой информативностью, и последнее место является более чем заслуженным.
1 место
Nokian Hakkapeliitta R5 SUV
Дисциплина | Баллы | Максимум |
---|---|---|
Разгон на льду | 5 | 5 |
Торможение на льду | 15 | 15 |
Управляемость на льду | 15 | 15 |
Общая оценка на льду | 35 | 35 |
Разгон на снегу | 5 | 5 |
Торможение на снегу | 10 | 10 |
Управляемость на снегу | 10 | 10 |
Общая оценка на снегу | 25 | 25 |
Торможение на мокром покрытии | 6 | 10 |
Управляемость на мокром покрытии | 4 | 5 |
Устойчивость к продольному аквапланированию | 1 | 5 |
Общая оценка на мокром покрытии | 11 | 20 |
Торможение на сухом покрытии | 4 | 5 |
Управляемость на сухом покрытии | 4 | 5 |
Общая оценка на сухом покрытии | 8 | 10 |
Экономичность | 5 | 5 |
Внутренний шум | 3 | 5 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 87 | 100 |
2 место
Goodyear UltraGrip Ice 2
Дисциплина | Баллы | Максимум |
---|---|---|
Разгон на льду | 4 | 5 |
Торможение на льду | 12 | 15 |
Управляемость на льду | 9 | 15 |
Общая оценка на льду | 25 | 35 |
Разгон на снегу | 4 | 5 |
Торможение на снегу | 8 | 10 |
Управляемость на снегу | 6 | 10 |
Общая оценка на снегу | 18 | 25 |
Торможение на мокром покрытии | 10 | 10 |
Управляемость на мокром покрытии | 5 | 5 |
Устойчивость к продольному аквапланированию | 5 | 5 |
Общая оценка на мокром покрытии | 20 | 20 |
Торможение на сухом покрытии | 4 | 5 |
Управляемость на сухом покрытии | 5 | 5 |
Общая оценка на сухом покрытии | 9 | 10 |
Экономичность | 4 | 5 |
Внутренний шум | 5 | 5 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 81 | 100 |
3 место
Continental VikingContact 7
Дисциплина | Баллы | Максимум |
---|---|---|
Разгон на льду | 4 | 5 |
Торможение на льду | 12 | 15 |
Управляемость на льду | 12 | 15 |
Общая оценка на льду | 28 | 35 |
Разгон на снегу | 4 | 5 |
Торможение на снегу | 8 | 10 |
Управляемость на снегу | 8 | 10 |
Общая оценка на снегу | 20 | 25 |
Торможение на мокром покрытии | 8 | 10 |
Управляемость на мокром покрытии | 4 | 5 |
Устойчивость к продольному аквапланированию | 4 | 5 |
Общая оценка на мокром покрытии | 16 | 20 |
Торможение на сухом покрытии | 4 | 5 |
Управляемость на сухом покрытии | 4 | 5 |
Общая оценка на сухом покрытии | 8 | 10 |
Экономичность | 4 | 5 |
Внутренний шум | 3 | 5 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 79 | 100 |
4 место
Michelin X-Ice Snow SUV
Дисциплина | Баллы | Максимум |
---|---|---|
Разгон на льду | 4 | 5 |
Торможение на льду | 15 | 15 |
Управляемость на льду | 12 | 15 |
Общая оценка на льду | 31 | 35 |
Разгон на снегу | 5 | 5 |
Торможение на снегу | 8 | 10 |
Управляемость на снегу | 8 | 10 |
Общая оценка на снегу | 21 | 25 |
Торможение на мокром покрытии | 4 | 10 |
Управляемость на мокром покрытии | 4 | 5 |
Устойчивость к продольному аквапланированию | 2 | 5 |
Общая оценка на мокром покрытии | 10 | 20 |
Торможение на сухом покрытии | 4 | 5 |
Управляемость на сухом покрытии | 4 | 5 |
Общая оценка на сухом покрытии | 8 | 10 |
Экономичность | 4 | 5 |
Внутренний шум | 4 | 5 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 78 | 100 |
5 место
Falken Winterpeak F-Snow 1
Дисциплина | Баллы | Максимум |
---|---|---|
Разгон на льду | 4 | 5 |
Торможение на льду | 12 | 15 |
Управляемость на льду | 12 | 15 |
Общая оценка на льду | 28 | 35 |
Разгон на снегу | 5 | 5 |
Торможение на снегу | 8 | 10 |
Управляемость на снегу | 8 | 10 |
Общая оценка на снегу | 21 | 25 |
Торможение на мокром покрытии | 8 | 10 |
Управляемость на мокром покрытии | 3 | 5 |
Устойчивость к продольному аквапланированию | 2 | 5 |
Общая оценка на мокром покрытии | 13 | 20 |
Торможение на сухом покрытии | 5 | 5 |
Управляемость на сухом покрытии | 2 | 5 |
Общая оценка на сухом покрытии | 7 | 10 |
Экономичность | 2 | 5 |
Внутренний шум | 4 | 5 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 75 | 100 |
6 место
Bridgestone Blizzak DM-V3
Дисциплина | Баллы | Максимум |
---|---|---|
Разгон на льду | 2 | 5 |
Торможение на льду | 9 | 15 |
Управляемость на льду | 9 | 15 |
Общая оценка на льду | 20 | 35 |
Разгон на снегу | 4 | 5 |
Торможение на снегу | 8 | 10 |
Управляемость на снегу | 8 | 10 |
Общая оценка на снегу | 20 | 25 |
Торможение на мокром покрытии | 8 | 10 |
Управляемость на мокром покрытии | 2 | 5 |
Устойчивость к продольному аквапланированию | 2 | 5 |
Общая оценка на мокром покрытии | 12 | 20 |
Торможение на сухом покрытии | 5 | 5 |
Управляемость на сухом покрытии | 3 | 5 |
Общая оценка на сухом покрытии | 8 | 10 |
Экономичность | 2 | 5 |
Внутренний шум | 4 | 5 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 66 | 100 |
7 место
Kumho WinterCraft SUV ice WS51
Дисциплина | Баллы | Максимум |
---|---|---|
Разгон на льду | 2 | 5 |
Торможение на льду | 6 | 15 |
Управляемость на льду | 6 | 15 |
Общая оценка на льду | 14 | 35 |
Разгон на снегу | 2 | 5 |
Торможение на снегу | 8 | 10 |
Управляемость на снегу | 4 | 10 |
Общая оценка на снегу | 14 | 25 |
Торможение на мокром покрытии | 8 | 10 |
Управляемость на мокром покрытии | 2 | 5 |
Устойчивость к продольному аквапланированию | 5 | 5 |
Общая оценка на мокром покрытии | 15 | 20 |
Торможение на сухом покрытии | 3 | 5 |
Управляемость на сухом покрытии | 4 | 5 |
Общая оценка на сухом покрытии | 7 | 10 |
Экономичность | 3 | 5 |
Внутренний шум | 2 | 5 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 55 | 100 |
8 место
Mazzini Snow Leopard LX
Дисциплина | Баллы | Максимум |
---|---|---|
Разгон на льду | 1 | 5 |
Торможение на льду | 3 | 15 |
Управляемость на льду | 6 | 15 |
Общая оценка на льду | 10 | 35 |
Разгон на снегу | 4 | 5 |
Торможение на снегу | 8 | 10 |
Управляемость на снегу | 4 | 10 |
Общая оценка на снегу | 16 | 25 |
Торможение на мокром покрытии | 10 | 10 |
Управляемость на мокром покрытии | 3 | 5 |
Устойчивость к продольному аквапланированию | 5 | 5 |
Общая оценка на мокром покрытии | 18 | 20 |
Торможение на сухом покрытии | 4 | 5 |
Управляемость на сухом покрытии | 1 | 5 |
Общая оценка на сухом покрытии | 5 | 10 |
Экономичность | 3 | 5 |
Внутренний шум | 1 | 5 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 53 | 100 |
Moottori: тестируем зимнюю нешипованную резину 205/55R16 (2022)
Авторевю: тестируем зимнюю нешипованную резину 215/60R16 (2022)