С шипованными шинами в 2024-м непросто. Причина в том, что за последние годы несколько ведущих мировых брендов перенесло производство из одной страны в другие. Получилось как получилось.
«Шины Michelin, обычно отличающиеся высоким и стабильным качеством производства, из Италии приехали с шипами, которые значительно небрежнее тех, что мы привыкли видеть у французского бренда. Некоторые из шипов на X-Ice North 4 были необычно высокими, а другие, наоборот, низкими, – поделился Нильс Свард, автор Vi Bilagare. – Ещё хуже дела обстояли с шинами-новинками Bridgestone Blizzak Spike 3. Так сложилось, что проблемы преследовали их с самого рождения: сперва была пандемия, и старт продаж отложили, затем началась восточноевропейская сумятица. В итоге производство началось на венгерском заводе, но и оно было крайне ограниченным. И только сейчас мы получили возможность увидеть, из чего сделана новинка Bridgestone. На первый взгляд это ужас. Помимо неровности самого шипа, его наконечники наклонены то на восток, то на запад, причём иногда настолько, что обнажается тело шипа. Очевидная спешка при обработке и установке шипов».
Вдобавок, продолжил уничижительный рассказ Нильс Свард, когда проходили тесты, шипам на покрышках Bridgestone не сиделось на месте: после испытаний на льду и снегу сразу 18 «зубьев» на левом переднем колесе и 8 на правом переднем вылетели. Остаётся надеяться, что проблема временная и такому серьёзному производителю удастся справиться с ней быстро. Как бы то ни было, даже не в лучшей своей форме оба упомянутых продукта показали высокий класс, войдя в топ-3 шипованных шин 225/45 R17 на стыке 2024-2025 гг.
Результаты испытаний
Чтобы подогреть интерес к борьбе, редакция Vi Bilagare подтасовала в колоду «шиповок» фрикционную шину Nokian Hakkapeliitta R5. Вдобавок к дорогим премиальным моделям они подселили совсем дешёвую малоизвестную Mazzini Ice Leopard. Сможет ли приличная нешипованная покрышка одолеть простецкую шипованную – запасаемся попкорном и наблюдаем!
Шипованные шины против фрикционной на льду
Как ни крути, а разгоняться и тормозить без шипов на обледенелой дороге – это задача сложная, поэтому фрикционная резина провалилась без намёка на конкуренцию. Другое дело, набрав темп и освоившись в непростой обстановке, к финишу в гонке на время она добралась второй. Результаты дешёвой «шиповки» даже вразумительными едва ли назовёшь.
Шипованные шины против фрикционной на снегу
Самое резкое ускорение, короткий тормозной путь и пьедестал в гонке – вот чего добилась фрикционная шина на снегу. Её главный оппонент – скромная шипованная шина – стабильно оставалась последней. После этого сомнений не осталось: шипы ничего не обещают, без них на зимних дорогах даже бывает безопаснее и задорнее.
Шипованные шины против фрикционной на мокром асфальте
Смоченный асфальт похоронил амбиции фрикционной покрышки в общем зачёте: она показала худшие метры в торможении и предпоследней завершила гонку. Более того, в глубокой воде она всплыла на неприлично малой скорости. Дешёвая «шиповка», наоборот, наконец-то нашла себя и в каждой из тестовых дисциплин поднималась на пьедестал.
Шипованные шины против фрикционной на сухом асфальте
Могло показаться, что шине без шипов куда проще мчать и выделывать финты на сухом асфальте. Однако пилоты остались при другом мнении и поставили фрикционной резине минимальную оценку. Что касается простой шипованной модели, торможением она не разочаровала, а своей управляемостью совсем не впечатлила.
Таблица с оценками и рейтингом
Поскольку шипованные автошины покупают для контроля над заснеженными и обледенелыми дорогами, лучший выбор в сезоне 2024-2025 гг. – это Nokian Hakkapeliitta 10.
Пилоты подчеркнули, что на зимних дорогах она «впечатляет своей высокой скоростью прохождения поворотов» и «с готовностью принимает управление на себя». В то же время на сухом асфальте её «рулевое управление воспринимается как слегка нелинейное, что ухудшает устойчивость на прямой». На мокрой дороге шведские эксперты отметили увеличенный тормозной путь, а также чувствительность шины к аквапланированию.
Сочетание превосходного сцепления на льду и максимальной устойчивости к аквапланированию позволило Bridgestone Blizzak Spike 3 забраться на вторую строку рейтинга. На снегу она управляется не так легко, как главные конкуренты, тем не менее проблем нет. При всех озвученных плюсах важно помнить, что шипы на ней «установлены небрежно, что может вызвать проблемы с преждевременным высвобождением».
При том что шины Michelin X-Ice North 4 вышли на рынок в далёком 2018 году, они по-прежнему занимают лидирующие позиции в своём сегменте. До сих пор никто не сравнится с ними, если комплексно рассматривать сцепление на льду, управляемость на голом асфальте, шумность и топливную эффективность. Единственным недостатком, который обнажили тесты, стало длинное торможение на смоченном покрытии.
Глубина протектора у Goodyear UltraGrip Arctic 2 самая большая в линейке, и, возможно, именно поэтому «ощущения от управления несколько размыты, при рулении как будто бы не хватает точности». Это замечание касается любых поверхностей, но особенно сухого асфальта. Вместе с тем шина надёжна. Просто есть другие, которые «взыскательным водителям доставят больше удовольствия». Четвёртая позиция – самая точная оценка её возможностей.
Сцепление со льдом у Continental IceContact 3 вызывает разочарование, подвели итог эксперты. Это странно для шипованных шин топ-класса. В сравнении с конкурентами её тормозной путь «даже при 25 км/ч на порядок меньше, чем у лучших конкурентов, и эта разница растёт в геометрической прогрессии по мере увеличения скорости». С другой стороны, торможение на снегу и асфальте отличное, а ощущения от вождения самые приятные: она показывает спокойное и предсказуемое поведение как в поворотах, так и при внезапной угрожающей ситуации.
Nokian Nordman North 9 как две капли воды похожа на Nokian Hakkapeliitta 9, но резиновая смесь у неё более твёрдая, отметили журналисты Vi Bilagare.
Вероятно, финский производитель преднамеренно играет твёрдостью резины, чтобы не шина второго плана не угрожала флагману зимней линейки, победителю теста Nokian Hakkapeliitta 10. И план работает. Если на «летнем» асфальте между ними разница скромная, то на зимних дорогах образует пропасть.
Победа Nokian Hakkapeliitta R5 над Mazzini Ice Leopard доказала, что на льду и снегу без шипов бывает лучше, чем с шипами. Причина в том, что в шинном деле многое завязано на классе производителя, применяемых им технологиях и используемые материалах, контроле качества и заботе о репутации. Пускай это отдельно взятый пример, однако факт остаётся фактом.
Auto Bild: тестируем всесезонную резину 225/50R17 (2023)
NAF Motor: тестируем зимнюю резину 225/45R17 (2024)