Во время подготовки к очередному тесту «За рулем» летом прошлого года, было не ясно, какие шинные бренды уйдут из страны, а какие останутся, поэтому было решено взять шины от марок, которые точно будут доступны в продаже весной 2023-го, и исключением стали только Nokian Hakka Blue 3. Премиальные Nokian выпускались на заводе во Всеволожске, и вернутся ли они на конвейере в каком-либо виде, неизвестно, и кроме того, возможно, будет задействован параллельный импорт.
Помимо Nokian, которые участвуют вне зачета, для тестов были выбраны бюджетные шины российского и китайского производства – Cordiant Comfort 2, Sailun Atrezzo Elite, Formula Energy (выпускаются в РФ на мощностях Pirelli) и Viatti Strada 2. Кроме этого, были протестированы шины под нокиановским брендом Nordman – модель SX3 – который, как отметили в ЗР, в России останется. Все шины были взяты в размере 195/65 R15.
Для тестов эксперты отправились в Автополигон – подмосковный поселок, где расположен Центр испытаний НАМИ. Шины устанавливались на Lada Vesta, а испытания проводились при температуре от 8 до 13 градусов.
Лучшими по тормозным качествам в любых условиях стали премиальные Nokian, а среди бюджетных шин на сухом и мокром покрытии лидерами стали соответственно Viatti и Sailun. Худшими на сухой и мокрой поверхности оказались Nordman и Formula соответственно, но их отставание от лидеров было не таким существенным – 4 и 7%. Это меньше, чем отрыв Nokian от бюджетных шин.
В дисциплине «переставка» самую высокую скорость смогли обеспечить Nokian, тогда как из недорогих шин лучшими на мокром покрытии были Nordman, а на сухом – Cordiant. При этом, именно Cordiant оказались самыми медленными на мокром асфальте (на сухом последнее место досталось Formula). В то же время отличия между бюджетными шинами в этом испытании уложились в 3%.
Поведение шин также оценивалось при движении по прямой и плавном маневрировании на высокой скорости, и здесь экспертов больше всего впечатлили Formula, а самые низкие оценки за курсовую устойчивость получили Viatti. «На них Веста с задержкой реагирует на действия рулем, который приходится поворачивать на повышенные углы. Впечатление также портит нехватка информативности», - сказали в ЗР.
Эксперты добавили, что экстренно объехать внезапное препятствие на «городской» скорости проще всего на шинах Nokian, которые обеспечивают «наиболее безопасное и предсказуемое поведение». Высокую оценку также получили Nordman, которым при этом немного не хватает информативности, в первую очередь на сухом покрытии, а сложнее всего совершать экстренные маневры было на шинах Viatti. «Напрягает низкая информативность и нестабильное поведение, - заявили испытатели. - На влажном покрытии в пределе преобладает ярко выраженный снос. Но если плавным рулением удается поймать грань эффективного зацепа за дорогу передком, начинает слегка заносить корму. Посуху зацеп на передней оси всегда лучше, потому срыв задней становится более выраженным, вызывая ощущение избыточной поворачиваемости».
Шумность и плавность хода оценивали на дорогах с различными неровностями и разным по шероховатости асфальтом, и самыми комфортными были признаны Nokian и Sailun. Обе шины не издают громкого шума, но «на мелких неровностях они передают рельеф дороги чуть сильнее, чем ожидаешь от покрышек с относительно высоким профилем». Cordiant тоже показали хорошие результаты, но только по комфортности хода.
Самыми шумными и жесткими оказались Viatti, которые «громко озвучивают все несовершенства полотна, особенно стыки». «На грубом асфальте нагрузка на уши ощутимо возрастает. Добавляет дискомфорта постоянное потряхивание на всех неровностях. Кажется, будто покрышки тяжелые и перекачанные», - добавили эксперты.
Влияние шин на расход топлива оценивали в «загородном» и «городском» режимах, то есть при 90 и 60 км/ч соответственно. Измерялась дистанция, которую проходит машина на нейтрали в диапазоне скорости от 100 до 80 км/ч и от 70 до 50 км/ч, после чего определялся расход топлива. Самыми экономичными можно считать шины Formula и Sailun, а при скорости 90 км/ч к ним присоединились Nokian и Nordman. В то же время Viatti увеличивают расход топлива на 0,2/100км на «загородной» и на 0,3/100км на «городской» скорости.
В то время как большинство европейских испытателей этого не делает, эксперты ЗР также оценили качества шин на грунтовой поверхности. Оценивалась способность шин тронуться на подъеме с уклоном 12%, но при выставлении финальной оценки эти данные не учитывались, так как тестировались все же строго «асфальтовые» шины.
Самое высокое тяговое усилие на грунтовом покрытии обеспечивают Nordman, которые «надежно трогают машину внатяг и лишь слегка подвисают, трогаясь с буксом – достойная хватка для шоссейных шин». Хуже всего в этом испытании выступили Viatti, которые, по словам, экспертов, «даже при плавном старте то и дело пытаются сорваться в пробуксовку. Момент срыва при этом плохо понятен, что требует от водителя особой чуткости. И это – на сухом грунте».
Вердикт
По итогам теста все бюджетные шины смогли получить оценку «Хорошо», а первое место заняли Sailun Atrezzo Elite, обеспечивающие высокий уровень безопасности (хотя были отмечены «сложности в управляемости» во время экстренного маневра), комфорта и экономичности и при этом доступные по справедливой цене.
Вторую строчку поделили Cordiant Comfort 2 Nordman SX3. По словам экспертов, шины Cordiant были лучше по продольному сцеплению, но хуже при перестроении на мокром покрытии, а в целом шины «лучше сбалансированы и поэтому более универсальны». В свою очередь, Nordman лучше справились с переставкой и немного экономичнее, но уступают Кордианту по тормозным качествам. «Подойдет тем, кто часто пользуется грунтовкой, а по асфальту ездит аккуратно», - отметили эксперты.
На четвертой строчке оказались Formula Energy, обладающие сниженной эффективностью торможения, особенно на мокром покрытии. но в то ж время подходящие для долгих поездок благодаря хорошим курсовой устойчивости и экономичности. Последнее же место досталось Viatti Strada 2, которые быстро останавливают автомобиль на сухом покрытии, но на мокрой поверхности тормозные свойства – средние. Эксперты также отметили, что курсовая устойчивость – «почти проблемная», а экстремальные маневры Viatti «на дух не переносят, пугая нестабильными реакциями». «Это шины для неспешной езды по дорогам с хорошим твердым покрытием. Много ли таких в России?» - задались вопросом испытатели.
Что касается «внезачетных» Nokian Hakka Blue 3, они продемонстрировали самый высокий уровень безопасности, были (вместе с Sailun) самыми комфортными и показали среднюю экономичность. «Это шина для всех и вся, без ограничений. Очень хочется надеяться, что с новыми владельцами завода она сохранится в производстве с прежним уровнем потребительских свойств», - отметили в ЗР.
1 место
Sailun Atrezzo Elite
Дисциплина | Значение | Баллы | Максимум |
---|---|---|---|
Торможение на мокром покрытии тормозной путь с 80 до 5 км/ч, метры | 27,5 | 234,5 | 250 |
Торможение на сухом покрытии тормозной путь со 100 до 5 км/ч, метры | 40,7 | 215,9 | 230 |
Переставка на мокром покрытии скорость выполнения переставки на мокром покрытии, км/ч | 59,8 | 76,4 | 80 |
Переставка на сухом покрытии скорость выполнения переставки на сухом покрытии, км/ч | 68 | 59,1 | 60 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на мокром покрытии (субъективно) | 48 | 80 | |
Управляемость во время экстремального маневрирования на сухом покрытии (субъективно) | 36 | 60 | |
Курсовая устойчивость и корректировка направления движения на высокой скорости (субъективно) | 26 | 40 | |
Преодоление подъема на грунтовой дороге (субъективно, вне зачета) | 7 | -- | |
Акустический комфорт | 32 | 40 | |
Плавность хода (субъективно) | 22,5 | 30 | |
Расход топлива на скорости 90 км/ч, л/100км | 6 | 70 | 70 |
Расход топлива на скорости 60 км/ч, л/100км | 4,2 | 60 | 60 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 880 | 1000 |
Комфортные и экономичные шины, обеспечивающие высокий уровень безопасности (хотя несколько усложняют управляемость при экстренном маневрировании) и доступные по привлекательной цене.
2 место
Cordiant Comfort 2
Дисциплина | Значение | Баллы | Максимум |
---|---|---|---|
Торможение на мокром покрытии тормозной путь с 80 до 5 км/ч, метры | 28,1 | 229,5 | 250 |
Торможение на сухом покрытии тормозной путь со 100 до 5 км/ч, метры | 41,2 | 213,3 | 230 |
Переставка на мокром покрытии скорость выполнения переставки на мокром покрытии, км/ч | 58,2 | 74,4 | 80 |
Переставка на сухом покрытии скорость выполнения переставки на сухом покрытии, км/ч | 68,5 | 59,6 | 60 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на мокром покрытии (субъективно) | 52 | 80 | |
Управляемость во время экстремального маневрирования на сухом покрытии (субъективно) | 39 | 60 | |
Курсовая устойчивость и корректировка направления движения на высокой скорости (субъективно) | 28 | 40 | |
Преодоление подъема на грунтовой дороге (субъективно, вне зачета) | 7 | -- | |
Акустический комфорт | 30 | 40 | |
Плавность хода (субъективно) | 22,5 | 30 | |
Расход топлива на скорости 90 км/ч, л/100км | 6,1 | 68,9 | 70 |
Расход топлива на скорости 60 км/ч, л/100км | 4,4 | 57,3 | 60 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 875 | 1000 |
Cordiant обладают хорошими тормозными качествами и высоким уровнем комфорта, но есть претензии к управляемости, особенно во время выполнения экстремального маневра на мокром покрытии.
2 место
Nokian Nordman SX3
Дисциплина | Значение | Баллы | Максимум |
---|---|---|---|
Торможение на мокром покрытии тормозной путь с 80 до 5 км/ч, метры | 29,3 | 220,1 | 250 |
Торможение на сухом покрытии тормозной путь со 100 до 5 км/ч, метры | 42,1 | 208,7 | 230 |
Переставка на мокром покрытии скорость выполнения переставки на мокром покрытии, км/ч | 60,9 | 77,8 | 80 |
Переставка на сухом покрытии скорость выполнения переставки на сухом покрытии, км/ч | 67,5 | 58,7 | 60 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на мокром покрытии (субъективно) | 60 | 80 | |
Управляемость во время экстремального маневрирования на сухом покрытии (субъективно) | 42 | 60 | |
Курсовая устойчивость и корректировка направления движения на высокой скорости (субъективно) | 28 | 40 | |
Преодоление подъема на грунтовой дороге (субъективно, вне зачета) | 7,5 | -- | |
Акустический комфорт | 30 | 40 | |
Плавность хода (субъективно) | 21 | 30 | |
Расход топлива на скорости 90 км/ч, л/100км | 6 | 70 | 70 |
Расход топлива на скорости 60 км/ч, л/100км | 4,3 | 58,6 | 60 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 875 | 1000 |
Nordman обеспечивают понятную управляемость, но у них относительно длинные тормозные пути и на мокром, и на сухом покрытии. Подойдут для тех, что часто передвигается по грунтовкам, а на асфальте ездит с осторожностью.
4 место
Formula Energy
Дисциплина | Значение | Баллы | Максимум |
---|---|---|---|
Торможение на мокром покрытии тормозной путь с 80 до 5 км/ч, метры | 29,8 | 216,4 | 250 |
Торможение на сухом покрытии тормозной путь со 100 до 5 км/ч, метры | 41,6 | 211,2 | 230 |
Переставка на мокром покрытии скорость выполнения переставки на мокром покрытии, км/ч | 58,4 | 74,6 | 80 |
Переставка на сухом покрытии скорость выполнения переставки на сухом покрытии, км/ч | 66,4 | 57,7 | 60 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на мокром покрытии (субъективно) | 56 | 80 | |
Управляемость во время экстремального маневрирования на сухом покрытии (субъективно) | 36 | 60 | |
Курсовая устойчивость и корректировка направления движения на высокой скорости (субъективно) | 32 | 40 | |
Преодоление подъема на грунтовой дороге (субъективно, вне зачета) | 6,5 | -- | |
Акустический комфорт | 28 | 40 | |
Плавность хода (субъективно) | 21 | 30 | |
Расход топлива на скорости 90 км/ч, л/100км | 6 | 70 | 70 |
Расход топлива на скорости 60 км/ч, л/100км | 4,2 | 60 | 60 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 863 | 1000 |
Formula хорошо подойдут для долгих поездок, так как отличаются очень хорошей курсовой устойчивостью и низким сопротивлением качению. В то же время есть проблемы с эффективностью торможения, особенно на мокрой дороге.
5 место
Viatti Strada 2 (V-134)
Дисциплина | Значение | Баллы | Максимум |
---|---|---|---|
Торможение на мокром покрытии тормозной путь с 80 до 5 км/ч, метры | 28,1 | 229,5 | 250 |
Торможение на сухом покрытии тормозной путь со 100 до 5 км/ч, метры | 40,5 | 216,9 | 230 |
Переставка на мокром покрытии скорость выполнения переставки на мокром покрытии, км/ч | 59,6 | 76,2 | 80 |
Переставка на сухом покрытии скорость выполнения переставки на сухом покрытии, км/ч | 66,5 | 57,8 | 60 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на мокром покрытии (субъективно) | 44 | 80 | |
Управляемость во время экстремального маневрирования на сухом покрытии (субъективно) | 33 | 60 | |
Курсовая устойчивость и корректировка направления движения на высокой скорости (субъективно) | 24 | 40 | |
Преодоление подъема на грунтовой дороге (субъективно, вне зачета) | 6 | -- | |
Акустический комфорт | 26 | 40 | |
Плавность хода (субъективно) | 19,5 | 30 | |
Расход топлива на скорости 90 км/ч, л/100км | 6,2 | 67,7 | 70 |
Расход топлива на скорости 60 км/ч, л/100км | 4,5 | 56 | 60 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 851 | 1000 |
Шины Viatti обладают хорошими тормозными характеристиками на сухом покрытии, но в остальном характеристики - средние, и есть претензии к управляемости, курсовой устойчивости, а также к комфорту и экономичности.
вне зачета
Nokian Hakka Blue 3
Дисциплина | Значение | Баллы | Максимум |
---|---|---|---|
Торможение на мокром покрытии тормозной путь с 80 до 5 км/ч, метры | 25,8 | 250 | 250 |
Торможение на сухом покрытии тормозной путь со 100 до 5 км/ч, метры | 38,2 | 230 | 230 |
Переставка на мокром покрытии скорость выполнения переставки на мокром покрытии, км/ч | 62,6 | 80 | 80 |
Переставка на сухом покрытии скорость выполнения переставки на сухом покрытии, км/ч | 69 | 60 | 60 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на мокром покрытии (субъективно) | 64 | 80 | |
Управляемость во время экстремального маневрирования на сухом покрытии (субъективно) | 45 | 60 | |
Курсовая устойчивость и корректировка направления движения на высокой скорости (субъективно) | 30 | 40 | |
Преодоление подъема на грунтовой дороге (субъективно, вне зачета) | 7 | -- | |
Акустический комфорт | 32 | 40 | |
Плавность хода (субъективно) | 22,5 | 30 | |
Расход топлива на скорости 90 км/ч, л/100км | 6 | 70 | 70 |
Расход топлива на скорости 60 км/ч, л/100км | 4,4 | 57,3 | 60 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 941 | 1000 |
Шины, гарантирующие высокий уровень и безопасности, и комфорта (экономичность - средняя). Подойдут всем водителям без исключения.
Auto Bild Allrad: Тестируем летнюю резину 225/65R17 (2023)
Vi Bilägare: тестируем летнюю резину 245/40R18 (2023)