В очередном тесте российского автомобильного журнала «За рулем» приняли участие восемь моделей шин, и шесть из них – Cordiant Snow Cross 2, Formula Ice, Kama Alga, Michelin X-Ice North 4, Nokian Hakkapeliitta 10p и Nordman 8 - были изготовлены в РФ. При этом, стоимость шин российского производства варьировалась более чем существенно, и если за премиальные Nokian просят порядка 9000 рублей, то цена новинки от нижнекамских шинников – Kama Alga – ниже почти втрое и составляет около 3600 рублей. Импорт был представлен шинами Kormoran Stud 2 (были изготовлены в Сербии на заводе Michelin) и GT Radial IcePro 3 (выпущены в Китае на мощностях сингапурской компании Giti).
Были взяты шины размерности 195/65 R15, и, согласно техрегламенту, в этом размере шипов должныо быть либо не более 119 штук, либо они должны проходить специальный тест на износ дорожного покрытия. В нормативы по количеству шипов вписались только Formula и Kormoran, а остальным, как отметили в ЗР, «явно пришлось использовать дорогостоящие технические решения».
Тесты на льду и снегу были проведены на полигоне «Белый ад» компании Nokian в Ивало (Финляндия) в феврале 2022 года при температуре от -2 до -16°C, а испытания на асфальте были осуществлены в апреле при 4-8°C. Шины устанавливались на Volkswagen Golf, а для контроля над изменением условий использовались «базовые» шины.
Лед
На льду шипованные шины обязаны в полной мере раскрывать свой потенциал, а самые эффективные разгон и торможение в подобных условиях обеспечивают шины Nokian. Хуже всего с тяговым усилием было у Formula (-45% в сравнении с Hakkapeliitta), а самым длинным тормозным путем отметились Kama, и если на шинах Nokian автомобиль с 30 км/ч остановился через 15 метров, то нижнекамским шинам для этого потребовалось уже 25 метров.
Поперечное сцепление оценивалось на ледовом круге, и здесь лучшими стали Michelin, но их отрыв от Nokian составил всего 1%, что укладывается в размеры допускаемых погрешностей. Хуже всего с задачей справились шины GT Radial, чья боковая устойчивость была на 15% ниже, чем у Michelin.
Лучшие оценки за управляемость получили Nokian и Michelin, которые максимально уверенно вели себя при достижении предела сцепления. «Продвинутым водителям, которые не пугаются скольжений, больше понравятся шины Nokian. Их реакции на действия рулем точнее, а баланс слегка смещен к избыточной поворачиваемости. Плавный занос помогает ввернуть машину в поворот. Опасности он не несет, поскольку прекращается сам, - отметили эксперты. - Однако такой нрав может смутить неискушенных ездоков, которым больше подойдет Michelin. Он допускает в пределе легкий снос, как бы намекая, что сцепление уже на исходе. При этом позволяет немного подправить траекторию рулем».
На последнем месте по управляемости оказались GT Radial, которые склонны к резкому уходу в занос. Как отметили в ЗР, у «IcePro 3 “узкий” предел сцепления — стоит лишь немного перейти грань, как колеса неожиданно теряют зацеп и автомобиль вылетает с траектории, уходя при этом в занос. Надо быть начеку».
Снег
В тестах на снегу Michelin и Nokian продолжили доминировать и записали на свой счет самое высокое тяговое усилие (медленнее всего машина разгоняется на GT Radial), а у шин финского бренда также был самый короткий тормозной путь. В то же время в последней дисциплине отличные результаты с отставанием менее 2% от лидера показали также Kama, Michelin и Nordman, тогда как самую слабую эффективность торможения продемонстрировали Kormoran.
Испытания на управляемость были поделены на три дисциплины – курсовая устойчивость и поведение при плавном маневрировании на прямом участке, поведение на извилистой трассе и устойчивость во время экстремального маневра («переставка») – и во всех трех лучшими снова были премиальные Michelin и Nokian. «И снова Nokian отличает боевой нрав, провоцирующий на активную езду тех, у кого хватает квалификации. Вкручивать Golf в поворот с плавным подруливающим заносом одно удовольствие! – заявили в ЗР. - Michelin более спокоен. Ехать “по-раллийному” на нем можно, но не хочется — приятнее прописывать дугу на грани скольжения. Предел сцепления очень понятный и относительно широкий, позволяющий исправить небольшие ошибки».
Во время «переставки» и плавного маневрирования на большой скорости худшими были признаны Kormoran, которые медленно реагируют на действия водителя, увеличивают необходимые углы поворота руля и отличаются не самой лучшей информативностью. «При выполнении экстремального маневра эти недостатки приводят к перекручиванию руля и провоцируют занос», - предупреждают эксперты.
По итогам заездов по извилистой трассе самые низкие оценки получили GT Radial и Kama, которые имеют сильную склонность к недостаточной поворачиваемости – «если перебрать со скоростью на входе в поворот, автомобиль, заскользив передними колесами, упрямо пойдет наружу по касательной. А если передние шины вдруг зацепятся за покрытие, то машину развернет».
Были также проведены тесты на проходимость в глубоком снегу, и здесь лучшими оказались Kama и Michelin, которые и обеспечивают высокое тяговое усилие при старте с места, и позволяют легко выбираться из сугроба задним ходом. По поводу шин Formula, Nordman и Nokian в ЗР отметили, что «никаких претензий нет, но и восторга они не вызывают», а хуже всех остальных шин в глубоком снегу работают GT Radial. «На них сложно трогаться — ведущие колеса так и норовят сорваться в пробуксовку. Закопаться можно на раз-два. Если сдвинуться с места все же удалось, то вперед машина движется неохотно», - рассказали в ЗР.
Асфальт
На асфальте хорошие оценки получили шины Kormoran, которые быстрее всех соперников остановили автомобиль и на сухом, и на мокром покрытии, а последние места в этих дисциплинах заняли соответственно Nordman (-7% в сравнении с лидером) и Kama (-19%)
Лучшую курсовую устойчивость на асфальте обеспечивают Michelin и Nokian, тогда как GT Radial были признаны худшими в этом отношеии из-за низкой информативности и неточных реакций на повороты руля, которые «в сочетании с быстрым откликом (почти как у летних шин) приводят к небольшой раскачке при стабилизации даже после относительно плавного маневра».
Высокие оценки за комфортность хода получили Formula, Michelin и Nokian, и хотя у остальных шин ход был несколько более жестким, в ЗР отметили, что «откровенно “дубовых” среди них не оказалось», и, возможно, это было связано с тем, что тестировались шины с относительно высокими боковыми стенками.
В тесте на уровень шума ситуация была уже не такой радужной - все же тестировались шины с ошиповкой. Самыми тихими были признаны Formula, тогда как по поводу Cordiant и GT Radial эксперты отметили, что они «не умолкают даже на малой скорости».
Удержание шипов
После испытаний в ЗР проверили, сколько шипов потеряли шины, и, как оказалось, охотнее остальных их теряют новые Kama (-18 штук на передней, то есть ведущей оси), а о том, что шипы слабо удерживаются в протекторе Alga, говорит и то, что их средний выступ после тестов составил 2,1 мм – самое большое значение среди всех участников.
Далее следуют Kormoran (-5 шипов) и Nokian (-3), а у Hakkapeliitta еще шесть шипов были сломаны (все на передней оси). Шины Cordiant потеряли два шипа на задней оси, а еще два на передних шинах были «надломлены», а Nordman и Cordiant лишились по одному шипу на задней и передней оси (у Nordman на передней оси еще один шип был сломан). Лучше же всего удерживают шипы Formula и Michelin, которые не потеряли ни одной штуки.
Вердикт
Победителем теста 2022 года стали шины Nokian Hakkapeliitta 10P, отлично показавшие себя на льду и снегу, но уступившие некоторым соперникам по показателям на асфальте и комфорту, а второе место заняли Michelin X-Ice North 4, о которых в ЗР отметили, что они обладают самыми сбалансированными характеристиками среди всех протестированных шин и немного обошли Nokian в тесте на проходимость в глубоком снегу.
На третьей строчке разместились Nordman 8, которые по эффективности торможения на льду могут сравниться с Michelin, и кроме того, хорошо работают на снегу. В то же время у Nordman были только средние показатели на асфальте и уровень комфорта. Схожим набором характеристик обладают ставшие четвертыми Cordiant Snow Cross 2, и обе шины рекомендуются для тех, кто зимой редко передвигается по расчищенным дорогам. Шины Formula Ice обладают более сбалансированными параметрами и, хотя и немного уступают Cordiant на льду и снегу, но отлично функционируют на сухом покрытии и при этом обеспечивают лучшую комфортность хода среди протестированных шин, тогда как у Kormoran Stud 2 налицо явный дисбаланс характеристик – на зимних покрытиях они были худшими, но «буквально порвали всех на асфальте». Таким образом, их можно порекомендовать только для расчищенных дорог, но в этом случае логичнее было бы выбрать для себя фрикционные шины.
Новые Kama Alga в своем дебютном тесте заняли только предпоследнее место. У Alga очень хорошие тормозные свойства и проходимость на снегу, но на льду сцепление далеко не самое высокое, и к тому же были явные проблемы с удержанием шипов. «Недостаток поправимый, кроме того, надеемся, что решение этого вопроса позволит улучшить зацеп на льду. Потенциал у шины явно есть», - отметили в ЗР.
На последнем месте с минимальным отставанием от Kama разместились GT Radial IcePro 3, которые слабо выступили почти во всех дисциплинах (хотя на асфальте ситуация была несколько лучше), и эксперты отметили, что их, как и Kama, можно эксплуатировать на скользких поверхностях, но только на машинах с электронными системами помощи водителю. Помимо всего прочего, GT Radial вместе с Cordiant были признаны наименее комфортными шинами.
1 место
Nokian Hakkapeliitta 10p
Дисциплина | Баллы | Макс | Место |
---|---|---|---|
Торможение на льду | 195 | 195 | 1 |
Боковая устойчивость на льду | 103,9 | 105 | 2 |
Разгон на льду | 55 | 55 | 1 |
Управляемость на льду | 42,5 | 50 | 1 |
Торможение на снегу | 155 | 155 | 1 |
Разгон на снегу | 40 | 40 | 1 |
Управляемость на снегу | 34 | 40 | 1 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно) | 12 | 15 | 1 |
Проходимость в глубоком снегу (субъективно) | 24 | 30 | 3 |
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно) | 16 | 20 | 1 |
Торможение на мокром покрытии | 99,8 | 110 | 2 |
Торможение на сухом покрытии | 86,3 | 90 | 5 |
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно) | 20 | 25 | 1 |
Акустический комфорт | 26 | 40 | 4 |
Плавность хода (субъективно) | 24 | 30 | 1 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 934 | 1000 | 1 |
Шины Nokian прекрасно подходят для льда и снега и обеспечивают очень высокий уровень безопасности в зимних условиях. В то же время у них относительно длинный тормозной путь на сухом асфальте и повышенный уровень шума.
2 место
Michelin X-Ice North 4
Дисциплина | Баллы | Макс | Место |
---|---|---|---|
Торможение на льду | 181,6 | 195 | 3 |
Боковая устойчивость на льду | 105 | 105 | 1 |
Разгон на льду | 46,9 | 55 | 3 |
Управляемость на льду | 42,5 | 50 | 1 |
Торможение на снегу | 153 | 155 | 2 |
Разгон на снегу | 40 | 40 | 1 |
Управляемость на снегу | 34 | 40 | 1 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно) | 12 | 15 | 1 |
Проходимость в глубоком снегу (субъективно) | 25,5 | 30 | 1 |
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно) | 16 | 20 | 1 |
Торможение на мокром покрытии | 98,3 | 110 | 3 |
Торможение на сухом покрытии | 88,6 | 90 | 3 |
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно) | 20 | 25 | 1 |
Акустический комфорт | 28 | 40 | 2 |
Плавность хода (субъективно) | 24 | 30 | 1 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 915 | 1000 | 2 |
Michelin обеспечивают отличную проходимость в глубоком снегу и обладают очень хорошим балансом характеристик
3 место
Nokian Nordman 8
Дисциплина | Баллы | Макс | Место |
---|---|---|---|
Торможение на льду | 182,7 | 195 | 2 |
Боковая устойчивость на льду | 99,4 | 105 | 4 |
Разгон на льду | 50,6 | 55 | 2 |
Управляемость на льду | 40 | 50 | 3 |
Торможение на снегу | 152 | 155 | 4 |
Разгон на снегу | 39,2 | 40 | 3 |
Управляемость на снегу | 30 | 40 | 4 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно) | 11,3 | 15 | 3 |
Проходимость в глубоком снегу (субъективно) | 24 | 30 | 3 |
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно) | 15 | 20 | 3 |
Торможение на мокром покрытии | 95,8 | 110 | 6 |
Торможение на сухом покрытии | 83,6 | 90 | 8 |
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно) | 18,8 | 25 | 3 |
Акустический комфорт | 26 | 40 | 4 |
Плавность хода (субъективно) | 22,5 | 30 | 4 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 891 | 1000 | 3 |
Nordman сочетают высокую эффективность торможения на льду с хорошим сцеплением на снегу. Показатели на асфальте и уровень комфорта - средние
4 место
Cordiant Snow Cross 2
Дисциплина | Баллы | Макс | Место |
---|---|---|---|
Торможение на льду | 157,9 | 195 | 4 |
Боковая устойчивость на льду | 99 | 105 | 5 |
Разгон на льду | 38,3 | 55 | 4 |
Управляемость на льду | 37,5 | 50 | 4 |
Торможение на снегу | 151 | 155 | 5 |
Разгон на снегу | 39,2 | 40 | 3 |
Управляемость на снегу | 32 | 40 | 3 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно) | 10,5 | 15 | 4 |
Проходимость в глубоком снегу (субъективно) | 22,5 | 30 | 6 |
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно) | 15 | 20 | 3 |
Торможение на мокром покрытии | 90,5 | 110 | 7 |
Торможение на сухом покрытии | 86,1 | 90 | 6 |
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно) | 17,5 | 25 | 5 |
Акустический комфорт | 24 | 40 | 7 |
Плавность хода (субъективно) | 21 | 30 | 6 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 842 | 1000 | 4 |
Cordiant не могут похвастать балансом характеристик, и у них хорошие показатели на льду и снегу, но при этом откровенно слабые на асфальте, то есть их можно порекомендовать для тех, кто зимой чаще всего передвигается по нерасчищенным дорогам.
5 место
Formula Ice
Дисциплина | Баллы | Макс | Место |
---|---|---|---|
Торможение на льду | 133,3 | 195 | 5 |
Боковая устойчивость на льду | 100,4 | 105 | 3 |
Разгон на льду | 30,5 | 55 | 8 |
Управляемость на льду | 35 | 50 | 5 |
Торможение на снегу | 150,1 | 155 | 6 |
Разгон на снегу | 38,4 | 40 | 5 |
Управляемость на снегу | 28 | 40 | 5 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно) | 9,8 | 15 | 5 |
Проходимость в глубоком снегу (субъективно) | 24 | 30 | 3 |
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно) | 14 | 20 | 5 |
Торможение на мокром покрытии | 96,8 | 110 | 5 |
Торможение на сухом покрытии | 89,7 | 90 | 2 |
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно) | 18,8 | 25 | 3 |
Акустический комфорт | 30 | 40 | 1 |
Плавность хода (субъективно) | 24 | 30 | 1 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 823 | 1000 | 5 |
Шины Formula Ice от компании Pirelli хорошо функционируют на сухом покрытии и обеспечивают отличную комфортность хода. В то же время есть и недостатки, такие как очень медленный разгон на льду
6 место
Kormoran Stud 2
Дисциплина | Баллы | Макс | Место |
---|---|---|---|
Торможение на льду | 130,3 | 195 | 7 |
Боковая устойчивость на льду | 90,8 | 105 | 7 |
Разгон на льду | 34,2 | 55 | 6 |
Управляемость на льду | 30 | 50 | 7 |
Торможение на снегу | 140,2 | 155 | 8 |
Разгон на снегу | 36,2 | 40 | 7 |
Управляемость на снегу | 28 | 40 | 5 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно) | 8,3 | 15 | 8 |
Проходимость в глубоком снегу (субъективно) | 21 | 30 | 7 |
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно) | 12 | 20 | 8 |
Торможение на мокром покрытии | 110 | 110 | 1 |
Торможение на сухом покрытии | 90 | 90 | 1 |
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно) | 17,5 | 25 | 5 |
Акустический комфорт | 26 | 40 | 4 |
Плавность хода (субъективно) | 22,5 | 30 | 4 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 797 | 1000 | 6 |
Kormoran отлично подходят для расчищенных дорог (хотя зачем в этом случае покупать «шиповки»?), но обладают низким сцеплением и на льду, и на снегу
7 место
Кама Alga (НК-531)
Дисциплина | Баллы | Макс | Место |
---|---|---|---|
Торможение на льду | 112,6 | 195 | 8 |
Боковая устойчивость на льду | 91,7 | 105 | 6 |
Разгон на льду | 30,9 | 55 | 7 |
Управляемость на льду | 32,5 | 50 | 6 |
Торможение на снегу | 153 | 155 | 2 |
Разгон на снегу | 37,6 | 40 | 6 |
Управляемость на снегу | 26 | 40 | 7 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно) | 9,8 | 15 | 5 |
Проходимость в глубоком снегу (субъективно) | 25,5 | 30 | 1 |
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно) | 14 | 20 | 5 |
Торможение на мокром покрытии | 89,6 | 110 | 8 |
Торможение на сухом покрытии | 87,9 | 90 | 4 |
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно) | 17,5 | 25 | 5 |
Акустический комфорт | 28 | 40 | 2 |
Плавность хода (субъективно) | 21 | 30 | 6 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 778 | 1000 | 7 |
Kama Alga быстро останавливают машину на заснеженной поверхности, а также обеспечивают отличную проходимость в глубоком снегу. В то же время у них относительно слабое сцепление на льду, и к тому же шипы при буксовании вылезают или даже выпадают из протектора. Возможно, производитель решит эту проблему
8 место
GT Radial IcePro 3
Дисциплина | Баллы | Макс | Место |
---|---|---|---|
Торможение на льду | 130,9 | 195 | 6 |
Боковая устойчивость на льду | 89,5 | 105 | 8 |
Разгон на льду | 34,7 | 55 | 5 |
Управляемость на льду | 25 | 50 | 8 |
Торможение на снегу | 150,1 | 155 | 6 |
Разгон на снегу | 35,5 | 40 | 8 |
Управляемость на снегу | 26 | 40 | 7 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно) | 9 | 15 | 7 |
Проходимость в глубоком снегу (субъективно) | 18 | 30 | 8 |
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно) | 13 | 20 | 7 |
Торможение на мокром покрытии | 98,3 | 110 | 3 |
Торможение на сухом покрытии | 85,6 | 90 | 7 |
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно) | 16,3 | 25 | 8 |
Акустический комфорт | 24 | 40 | 7 |
Плавность хода (субъективно) | 21 | 30 | 6 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 777 | 1000 | 8 |
Крайне неэффективны на льду и очень громко шумят
Auto Bild Sportscars: тестируем зимнюю резину 245/40R19 (2022)
Tyre Reviews: тестируем зимнюю резину 225/45R17 (2022)