В зимнем сезоне 2021/2022 финская Nokian представила целую серию новинок, и впервые в своей истории компания выпустила разные версии шипованных шин для рынков Европы и России. Шины Hakkapeliitta 10 для скандинавских водителей уже отлично показали себя в тестах, а модель Hakkapeliitta 10p для российских автовладельцев, отличающаяся длиной шипов, дебютировала в испытаниях шипов и, как и можно было ожидать, показала очень высокие результаты (и очень жаль, что не в списке участников не было еще одной важной новинки – Goodyear UltraGrip Arctic 2). Далее текст авторов: Сергея Мишина и Дмитрия Тестова.
Для тех, кто следит не только за ценами, есть интрига. Против победителя нашего прошлого теста шин этого размера — то были шины Michelin X-Ice North 4 — выступает новейшая Nokian Hakkapeliitta 10p. Еще одна премьера — «шиповки» Nordman 8. Вся троица — российского производства. Впервые участвуют в нашем тесте Goodyear UltraGrip 600 — недорогая модель польского производства, а также Tigar Ice — продукт сербской компании, принадлежащей Michelin. Компанию им составляют популярные на нашем рынке модели Hankook Winter i*Pike RS2 из Южной Кореи, Formula Ice (Россия, суббренд Pirelli) и Yokohama IceGuard IG65 (Россия).
Шины размерности 205/55 R16 ставятся уже не только на машины гольф-класса, но и на более демократичные модели типа Renault Sandero Stepway или Lada XRAY. Техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» предписывает иметь в шинах этого размера не более 119 шипов. Тогда почему у всех, кроме шин Тигара (118 «гвоздиков»), их больше? Остальные явно хотят зацепиться за лед получше, благо есть лазейка — доказать с помощью специального теста, что они изнашивают асфальт в рамках допустимого. Formula имеет 128 шипов, Goodyear — 130, Yokohama уже 172, а Hankook и Nordman — аж по 190. Самым жадным до колючек оказался Michelin с классическими круглыми шипами — 250 на одно колесо! Новая Hakkapeliitta рекорд не побила: 220 «гвоздиков», зато двух типов — «продольные» и «универсальные».
Тестировали «шиповки» сначала на скользких покрытиях полигона White Hell (Лапландия) в феврале при температуре воздуха от —5 до —13 °C, а затем в апреле на асфальте испытательного центра Nokian (Пирканмаа, Финляндия) при +2…+7 °C. Все колеса мы ставили на автомобиль Volkswagen Golf, оснащенный спутниковым мерительным комплексом Vbox Racelogic либо оптической системой Kistler Correvit L-Motion. В «белых» тестах мы постоянно отслеживали состояние покрытия, начиная все упражнения с «базовых» шин и возвращаясь к ним не позже, чем через каждые два-три зачетных комплекта — чтобы отслеживать изменение состояния покрытия.
Лед
Главное достоинство шипованных шин — хорошее сцепление на льду, самом скользком и опасном зимнем покрытии. На нем для начала сравнили продольный «держак», замерив время разгона (5–30 км/ч) и длину тормозного пути (30–5 км/ч). Показав лучшие результаты в обоих испытаниях, новинка от Nokian с незначительным отрывом превзошла шины Michelin. Хуже всех ускоряется Tigar, а замедляется Goodyear — проигрыш лидеру в обоих случаях более 30%!
На ледовой окружности лучший поперечный зацеп показал Michelin, совсем немного опередивший Nokian. Медленнее всех нарезал круги Tigar — его результат на 15% хуже лидирующего.
Но что ощущает водитель? Наиболее высокую оценку за управляемость заслужил Michelin, обеспечивавший Гольфу понятное и безопасное поведение. Если немного перебрать со скоростью при входе в поворот, X-Ice North 4 мягким соскальзыванием передних колес намекнет, что предел сцепления достигнут, но позволит подправить траекторию доворотом руля. Ехать быстро приятнее «на грани», не доводя дело до скольжений.
Иной характер у Nokian. На этих шинах по льду хочется рысачить, запуская машину в боковые скольжения — настолько хорошо Hakkapeliitta 10p позволяет управлять и рулем, и акселератором. Но это хорошо при наличии достаточного опыта и навыков, а вот неискушенных водителей некоторая склонность к заносу может смутить, пусть даже опасности она не представляет.
Хуже всех по поведению — шины Goodyear и Tigar. Обе грешат тем, что наделяют Golf нестабильным балансом поворачиваемости. На входе в поворот возникает снос, заставляющий докручивать руль, чтобы вписаться. Однако передние колеса могут внезапно зацепиться за лед и спровоцировать занос. На обеих шинах Golf долго скользит, остается ощущение низкого сцепления. UltraGrip 600 хоть и кажется чуть более цепким, но срывается и восстанавливается резче.
Снег
На снегу первым делом оценили эффективность разгона (5–40 км/ч) и торможения (40–5 км/ч). Темпы набора скорости у большинства участников одинаковы — отстали лишь Goodyear (на 4%) и Tigar (на 10%).
При торможении в фавориты вырвался Michelin, однако в пределах погрешности измерений (не более 2%) за ним следуют Hankook, Nokian и Nordman. Слабее всех тормозит Golf на шинах Tigar — результат на 10% хуже лидера. Но в целом различия в сцепных свойствах на снегу не так велики, как на льду.
При движении по прямой и плавном маневрировании на скорости 100 км/ч все участники показали себя пристойно. Незначительные претензии вызвали шины Formula — из-за небольшой задержки в откликах на руль, а также Goodyear и Yokohama — на первых руль слишком легкий и пустоватый, а на вторых, наоборот, тяжеловатый и вязкий.
На трассе снежной управляемости отличились… Вы угадали: Michelin и Nokian. Первый больше понравился при сдержанной езде, с аккуратным прохождением поворотов в начальной фазе скольжений. Его реакции точны, а поведение понятно и предсказуемо. Как и на льду, Michelin не провоцирует «адреналиновую» езду. А вот Hakkapeliitta 10p так и рвется в бой — машина послушно уходит в боковые скольжения, но позволяет точно удерживать автомобиль на дуге. Порой возникает ощущение, будто задние колеса тоже управляются рулем — стоит его немного перекрутить, как задок начинает мягко доворачивать машину в вираж.
Худшее поведение продемонстрировал Goodyear. Будто не хватает поперечного сцепления — Golf порой неожиданно соскальзывает с траектории даже на низкой скорости. Получить удовольствие от скольжений мешает его нестабильный, изменчивый нрав, провоцирующий то снос, то занос.
При выполнении маневра «переставка», имитирующего резкую смену полосы движения, наиболее надежным поведением порадовали Michelin и Nokian. А сложнее всего было справиться с Гольфом, обутым в шины Yokohama: на второй полосе он срывался в занос, требующий молниеносного парирования.
Промежуточные итоги зимних дисциплин таковы: чем больше в шине «колючек», тем выше ее рейтинг. Игроки со 118–130 шипами почти не способны составить конкуренцию тем, у кого «гвоздей» в два раза больше. Nokian и Michelin не смогли выяснить, кто круче: практически одинаковые результаты! Hankook и Nordman (по 190 шипов каждый) заняли третью и четвертую позиции соответственно с минимальным разрывом. На льду южнокорейские шины слегка выигрывают у «северного человека» в поперечном зацепе, а заодно и в управляемости, но чуть уступают в продольном. На снегу похожи, как братья-близнецы. Третья пара немного нарушает закономерность. То ли Formula (128 шипов) выскочила вперед, то ли Yokohama (172 шипа) сдала позицию. На льду Formula оказалась лучше в торможении, поперечном зацепе и управляемости, а Yokohama отличилась очень хорошим разгоном. На снегу уровень сцепления одинаков, но в поведении Formula оказалась чуть лучше. Замыкают рейтинг «редкозубые» Goodyear и Tigar, заметно отставая от остальных. Оба откровенно слабы на льду.
Асфальт
На асфальте безупречно управляется лишь Hankook — хорошие реакции, понятная информативность и предсказуемое поведение. Хуже всего машина слушается водителя на шинах Tigar и Yokohama. Замечания к ним одинаковые — нечеткий «ноль», задержки реакций и посредственная информативность из-за повышенного усилия на руле. Имеется и подруливание задней оси при плавных перестроениях.
Уши водителя и пассажиров меньше всего напрягают Hankook, Nokian и Goodyear. А самыми неприятными «голосами» обладают Tigar и Yokohama.
«Премиальной» плавностью хода смог похвастать лишь Michelin. Немного жестче остальных потряхивают машину шины Formula и Hankook. При этом откровенно дубовыми их не назовешь — они просто более упругие.
Завершаем «черные» тесты торможением на мокром (60–5 км/ч) и сухом (80–5 км/ч) асфальте. Влажное покрытие позволяет наконец-то отличиться Тигару. А слабее всех машину осаживал Nordman — на 13% хуже лидера упражнения. Посуху же цепкость всех участников оказалась почти одинаковой — разрыв между фаворитом и аутсайдером — менее 5%.
В целом на асфальте «малозубые» берут свое. Явный тренд — чем меньше шипов, тем лучше торможение! В лидеры «черных» дисциплин вырывается Tigar, совсем немного ему проигрывает Goodyear, еще чуть поодаль Formula. И только шинам Michelin и Nokian несметное число «гвоздиков» на асфальте почти не мешает — у одного зауженные тела «колючек», у второго под шипами хитрая мягкая подложка. И места в середине рейтинга.
После всех испытаний лишь у трех участников — Nokian, Nordman и Tigar — мы не досчитались по одному шипу из комплекта. Примечательно, что все вылетели из задних колес.
Экономичность
После всех дорожных испытаний перемещаемся в лабораторию и оцениваем экономичность шин, определяя коэффициент сопротивления качению на скорости 80 км/ч на барабанном стенде по Правилу № 117 ООН. Правда, удаляя шипы перед тестом, дабы не повредить барабан.
По нашим данным, для автомобилей гольф-класса увеличение сопротивления качению на 10% (при 80 км/ч) примерно соответствует росту аппетита на 3%. Самый экономичный участник теста — Hankook, а хуже всех катится Formula. Разница в расходе топлива между ними около 6%, или примерно 0,4 л/100 км.
Итоги
В этом году мы немного увеличили весомость экспертных оценок за плавность хода и акустический комфорт. При выборе шин на эти качества мы с вами обращаем все больше внимания, что подтверждает опрос, проведенный на сайте «За рулем». Закрывает рейтинг Tigar Ice. «Ледовый тигр» смахивает на продукт для теплой европейской зимы, начиненный практически беспомощными шипами. Лучший на асфальте, но провально слаб на белых покрытиях. Цена близка к «справедливой». Седьмой в нашем рейтинге — Goodyear UltraGrip 600, заработавший скромные 810 баллов. Лидирует в комфорте на пару с Nokian и хорошо цепляется за асфальт. Со снегом и льдом не дружит, экономичностью не балует. Покупка самая невыгодная — переплата, вычисленная по нашей методике, составит более 25%.
Yokohama IceGuard IG65 — 837 баллов и шестое место. Раньше эта шина в наших тестах набирала более 850 баллов и попадала в обойму «хороших». Но в этот раз похвастать может лишь традиционно хорошим разгоном на скользких поверхностях. Ценник соответствует уровню потребительских свойств. На пятой строчке — Formula Ice (843 балла). Это уже категория посредственных шин. Видимо, возраст берет свое. На асфальте выглядит лучше, чем на «белых» дорогах. Недорогой аскетичный вариант для городских условий, позволяющий выгадать при покупке 16%. Четвертый — Nordman. Набранные 890 баллов — замечательный результат для шин второй линии. Единственное слабое место — асфальт, где он уступает всем. Потому рекомендуем его для заснеженных и обледенелых территорий. А еще «северный человек» порадует ценой, которая на 13% ниже «справедливой». Третье место занимает Hankook Winter i*Pike RS2, который, набрав ровно 900 баллов, удержался в категории «отличных» шин. Прекрасно сбалансирован по всем характеристикам, лидирует в экономичности. И заслуживает звания «самая выгодная покупка» (экономия 18%)!
Итак, побеждает дебютант Nokian Hakkapeliitta 10p. «Колючий» Michelin X-Ice North 4 хоть и второй, но разрыв — мизерный! По сути, Hakkapeliitta вырвалась вперед лишь благодаря меньшему сопротивлению качению. Все остальные характеристики двух шин очень близки: отлично ведут себя на скользких покрытиях, средне на асфальте, достаточно комфортны. Правда, Michelin чуть шумнее, но этот «грешок» компенсируется лучшей плавностью хода. И стоят они почти одинаково — дорого! Покупая Nokian или Michelin, придется переплатить 12% сверх справедливой цены, определенной по нашей собственной методике.
1 место
Nokian Hakkapeliitta 10p
Дисциплина | Баллы | Макс |
---|---|---|
Торможение на льду | 180 | 180 |
Боковая устойчивость на льду | 94,3 | 95 |
Разгон на льду | 50 | 50 |
Управляемость на льду | 42,5 | 50 |
Торможение на снегу | 138,2 | 140 |
Разгон на снегу | 35 | 35 |
Управляемость на снегу при обычном вождении (субъективно) | 25,5 | 30 |
Управляемость на снегу при активном вождении (субъективно) | 18 | 20 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно) | 20 | 25 |
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно) | 24 | 30 |
Общая оценка на льду и снегу | 627,5 | 655 |
Торможение на мокром покрытии | 90 | 100 |
Торможение на сухом покрытии | 76,9 | 80 |
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно) | 18,8 | 25 |
Общая оценка на асфальте | 185,7 | 205 |
Внутренний шум (субъективно) | 30 | 40 |
Плавность хода (субъективно) | 22,5 | 30 |
Общая оценка комфорта | 52,5 | 70 |
Расход топлива на 90 км/ч | 63,3 | 70 |
Цена/качество | -12 | 100% |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 929 | 1000 |
2 место
Michelin X-Ice North 4
Дисциплина | Баллы | Макс |
---|---|---|
Торможение на льду | 177,1 | 180 |
Боковая устойчивость на льду | 95 | 95 |
Разгон на льду | 47,8 | 50 |
Управляемость на льду | 45 | 50 |
Торможение на снегу | 140 | 140 |
Разгон на снегу | 35 | 35 |
Управляемость на снегу при обычном вождении (субъективно) | 27 | 30 |
Управляемость на снегу при активном вождении (субъективно) | 17 | 20 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно) | 20 | 25 |
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно) | 24 | 30 |
Общая оценка на льду и снегу | 627,9 | 655 |
Торможение на мокром покрытии | 88,3 | 100 |
Торможение на сухом покрытии | 78,8 | 80 |
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно) | 18,8 | 25 |
Общая оценка на асфальте | 185,9 | 205 |
Внутренний шум (субъективно) | 28 | 40 |
Плавность хода (субъективно) | 24 | 30 |
Общая оценка комфорта | 52 | 70 |
Сопротивление качению (ед.) | 59,5 | 70 |
Цена/качество | -12 | 100% |
3 место
Hankook Winter i*Pike RS2 W429
Дисциплина | Баллы | Макс |
---|---|---|
Торможение на льду | 164,1 | 180 |
Боковая устойчивость на льду | 91,3 | 95 |
Разгон на льду | 44,8 | 50 |
Управляемость на льду | 40 | 50 |
Торможение на снегу | 138,2 | 140 |
Разгон на снегу | 35 | 35 |
Управляемость на снегу при обычном вождении (субъективно) | 24 | 30 |
Управляемость на снегу при активном вождении (субъективно) | 14 | 20 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно) | 18,8 | 25 |
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно) | 24 | 30 |
Общая оценка на льду и снегу | 594,2 | 655 |
Торможение на мокром покрытии | 88,3 | 100 |
Торможение на сухом покрытии | 76,2 | 80 |
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно) | 20 | 25 |
Общая оценка на асфальте | 184,5 | 205 |
Внутренний шум (субъективно) | 30 | 40 |
Плавность хода (субъективно) | 21 | 30 |
Общая оценка комфорта | 51 | 70 |
Сопротивление качению (ед.) | 70 | 70 |
Цена/качество | +18 | 100% |
4 место
Nokian Nordman 8
Дисциплина | Баллы | Макс |
---|---|---|
Торможение на льду | 167,8 | 180 |
Боковая устойчивость на льду | 87 | 95 |
Разгон на льду | 45,7 | 50 |
Управляемость на льду | 37,5 | 50 |
Торможение на снегу | 138,2 | 140 |
Разгон на снегу | 35 | 35 |
Управляемость на снегу при обычном вождении (субъективно) | 22,5 | 30 |
Управляемость на снегу при активном вождении (субъективно) | 15 | 20 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно) | 18,8 | 25 |
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно) | 24 | 30 |
Общая оценка на льду и снегу | 591,5 | 655 |
Торможение на мокром покрытии | 87 | 100 |
Торможение на сухом покрытии | 76,5 | 80 |
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно) | 17,5 | 25 |
Общая оценка на асфальте | 181 | 205 |
Внутренний шум (субъективно) | 28 | 40 |
Плавность хода (субъективно) | 22,5 | 30 |
Общая оценка комфорта | 50,5 | 70 |
Сопротивление качению (ед.) | 66,8 | 70 |
Цена/качество | +13 | 100% |
5 место
Formula Ice
Дисциплина | Баллы | Макс |
---|---|---|
Торможение на льду | 141,3 | 180 |
Боковая устойчивость на льду | 87,6 | 95 |
Разгон на льду | 39,1 | 50 |
Управляемость на льду | 37,5 | 50 |
Торможение на снегу | 132,9 | 140 |
Разгон на снегу | 35 | 35 |
Управляемость на снегу при обычном вождении (субъективно) | 24 | 30 |
Управляемость на снегу при активном вождении (субъективно) | 16 | 20 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно) | 16,3 | 25 |
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно) | 22,5 | 30 |
Общая оценка на льду и снегу | 552,2 | 655 |
Торможение на мокром покрытии | 91,3 | 100 |
Торможение на сухом покрытии | 78,3 | 80 |
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно) | 17,5 | 25 |
Общая оценка на асфальте | 187,1 | 205 |
Внутренний шум (субъективно) | 26 | 40 |
Плавность хода (субъективно) | 21 | 30 |
Общая оценка комфорта | 47 | 70 |
Сопротивление качению (ед.) | 56,9 | 70 |
Цена/качество | +16 | 100% |
6 место
Yokohama iceGUARD iG65
Дисциплина | Баллы | Макс |
---|---|---|
Торможение на льду | 139,5 | 180 |
Боковая устойчивость на льду | 83,9 | 95 |
Разгон на льду | 47,8 | 50 |
Управляемость на льду | 32,5 | 50 |
Торможение на снегу | 134,6 | 140 |
Разгон на снегу | 35 | 35 |
Управляемость на снегу при обычном вождении (субъективно) | 19,5 | 30 |
Управляемость на снегу при активном вождении (субъективно) | 13 | 20 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно) | 15 | 25 |
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно) | 22,5 | 30 |
Общая оценка на льду и снегу | 543,3 | 655 |
Торможение на мокром покрытии | 90,4 | 100 |
Торможение на сухом покрытии | 76,9 | 80 |
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно) | 16,3 | 25 |
Общая оценка на асфальте | 183,6 | 205 |
Внутренний шум (субъективно) | 24 | 40 |
Плавность хода (субъективно) | 22,5 | 30 |
Общая оценка комфорта | 46,5 | 70 |
Сопротивление качению (ед.) | 63,1 | 70 |
Цена/качество | 0 | 100% |
7 место
Goodyear UltraGrip 600
Дисциплина | Баллы | Макс |
---|---|---|
Торможение на льду | 122,6 | 180 |
Боковая устойчивость на льду | 86,4 | 95 |
Разгон на льду | 34,7 | 50 |
Управляемость на льду | 30 | 50 |
Торможение на снегу | 133,8 | 140 |
Разгон на снегу | 33,7 | 35 |
Управляемость на снегу при обычном вождении (субъективно) | 18 | 30 |
Управляемость на снегу при активном вождении (субъективно) | 11 | 20 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно) | 16,3 | 25 |
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно) | 22,5 | 30 |
Общая оценка на льду и снегу | 509 | 655 |
Торможение на мокром покрытии | 92,2 | 100 |
Торможение на сухом покрытии | 80 | 80 |
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно) | 18,8 | 25 |
Общая оценка на асфальте | 191 | 205 |
Внутренний шум (субъективно) | 30 | 40 |
Плавность хода (субъективно) | 22,5 | 30 |
Общая оценка комфорта | 52,5 | 70 |
Сопротивление качению (ед.) | 57,3 | 70 |
Цена/качество | -26 | 100% |
8 место
Tigar Ice
Дисциплина | Баллы | Макс |
---|---|---|
Торможение на льду | 127,5 | 180 |
Боковая устойчивость на льду | 81 | 95 |
Разгон на льду | 32,1 | 50 |
Управляемость на льду | 30 | 50 |
Торможение на снегу | 127,3 | 140 |
Разгон на снегу | 31,8 | 35 |
Управляемость на снегу при обычном вождении (субъективно) | 19,5 | 30 |
Управляемость на снегу при активном вождении (субъективно) | 12 | 20 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно) | 16,3 | 25 |
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно) | 24 | 30 |
Общая оценка на льду и снегу | 501,5 | 655 |
Торможение на мокром покрытии | 100 | 100 |
Торможение на сухом покрытии | 79,8 | 80 |
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно) | 16,3 | 25 |
Общая оценка на асфальте | 196,1 | 205 |
Внутренний шум (субъективно) | 24 | 40 |
Плавность хода (субъективно) | 22,5 | 30 |
Общая оценка комфорта | 46,5 | 70 |
Сопротивление качению (ед.) | 62,4 | 70 |
Цена/качество | +1 | 100% |
Auto Bild: тестируем всесезонную резину 225/50R17 (2021)
Vi Bilägare: тестируем зимнюю нешипованную резину 205/55R16 (2021)